Партнеры
18
Сб, авг

Статьи

Авторские статьи о Болховском крае

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
Image«...не сотвори себе кумира...» Исход, Гл.20  

Зачем предупреждает об этом Бог? Да потому, что в основе поклонения кумиру  лежит Гордыня, которая основывает любой грех т.е. нанесению вреда самому себе и отдалению от Бога, и гибель. Но есть люди, которые используют известные события, имена для того, чтобы служить Гордыне князя мира сего (дьяволу)  и лелеять собственную (гордыню), не понимая того, что они творят или делая это сознательно. Как можно забыть Садом и Гоморру, которых Бог осудил и подверг гибели! А в этом и есть Суд Божий или как принято говорить - Судьба. Может ли кто-нибудь знать свою судьбу, а тем более судьбу целого города? Конечно нет. Человек сам создаёт духовные (внутренние) условия своей жизни, а уже Бог создаёт внешние (условия) соответствующие внутренним, даже для целых городов. Мы все связаны друг с другом во внешних условиях жизни, не понимая этого и не желая чаще всего понять это, и в результате получаем - те условия жизни, которые соответствуют нашим духовным, причём всех горожан сразу…

Приводится в Интернете мнение, что судьба у БОЛХОВА не сбылась. Но кто из болховчан знал и знает свою судьбу, а тем более своего города? В доказательство никчёмности города Болхова его примитивности приводится стихотворение блестящего поэта и писателя «Серебряного века» Саши Чёрного под названием «Уездный город Болхов» которое он написал наблюдая реальную жизнь, проживая некоторое время в Болхове.
 
Здесь Саша Чёрный пишет:

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
Image   
Фото с колокольни -
Чудо предо мной. 
То не град престольный,
Болхов наш родной.

На горе, на Красной, 
Высится собор.
Снимку - полтораста,
Цел и до сих пор.

Дивная картина!
Церкви, купола.
Не одна тропинка
К храму пролегла...

Сделал снимок мастер,
Честь его труду.
Всем желаю счастья
В будущем году!
     


Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
ImageВ предыдущем своём очерке «Рядовой Пересидюпкин …»,  касающемся показухи  в состоянии воинских захоронений, я коснулся, как примера,  всего лишь одной  довольно далёкой от глаза наблюдателя братской могилы, хотя и достаточно ёмкой по количеству погибших – захоронения бывшего  посёлка Дубровский Багриновского поселения.  Возможно некоторые, прочитавшие этот очерк, подумали, что написал я его в разрезе полемики с краеведом А.М. Полынкиным. Возможно, посчитали частной проблемой, касающейся только этой братской могилы, хотя в очерке идёт сопоставление данных и разбор путаницы не только близлежащих могил, но и соседнего района, а также соседней области. Как бы там ни было, но вселенское молчание продолжается и никаких действий не видно. Посему, я решил ещё раз поднять данный вопрос, и подойти к нему несколько с другой точки зрения. Показать ту же показуху и путаницу на основе примера общедоступного, известного и прекрасно видимого, к которому относятся всеми обозреваемый танк, стоящий на бывшей Одерской площади города.

Внешне всё, как бы действительно, впечатляет. На постаменте в углу парка стоит  красивый танк Т-34, к которому для  эффекта в прошлом году подвели газ и зажгли Вечный огонь. Это, я понимаю, как дань памяти погибшим за освобождение города танкистам. Вот только погибших танкистов что-то не видно.  В целом понятно:  и танк, и огонь – это  как эмблема, мол, ПОМНИМ.  Но помним ли?
 
Вообще, с памятью у болховчан не так, чтобы уж очень. Поэтому в силу характерного для нас своемерства все с утроенной силой, и чуть ли не скандируя, твердят:  «Никто не забыт, ничто не забыто!». Ну, а что толку? По публикациям родной газеты приходится наблюдать, что «ничто» – вроде бы как в памяти теплится, и то не достаточно ясно, а уж «никто» – забыт окончательно и бесповоротно. В этом может убедиться любой, зайдя в читальный зал районной библиотеки.
 

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
ImageСобытия болховской военной истории настолько богаты, что могут вместить эпизоды схожие, чуть ли не со всей историей Великой Отечественной войны содержащей и бесславные отступления, и мощные наступательные прорывы. Здесь проходили и рейды кавалерийских корпусов вглубь немецких тылов, и масштабные танковые сражения подобные Прохоровскому, и захват плацдармов при форсировании рек с битвами за их расширение, и действия диверсионных групп и разведчиков в тылу врага. Наша военная летопись слепок событий всей нашей страны. В ней как в зеркале отразился даже ряд героических дел, в какой-то мере аналогичный всем известным бессмертным подвигам. У нас есть свой Александр Матросов в лице Алексея Ломакина, своя Зоя Космодемьянская в лице Ольги Юркиной,  свой генерал Чуйков в лице генерала Белова. Именами их названы улицы города и о них многие знают.
 
Сейчас на волне празднования 75-летия начала Московской битвы и  стартовавших торжеств у знаменитого разъезда Дубосеково, к которым приурочена и премьера фильма «28 панфиловцев» (24.11.2016), на устах у всей страны другой легендарный подвиг.

От Москвы, казалось бы, мы не так и близко, но в данном случае наше своемерство историей тоже вознаграждено: в Болховском районе подобный подвиг тоже имел место. Но о нём почему-то не все помнят.
 

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
Image"... Слово было у
               Бога"

Люди получили от Бога множество языков, на которых говорят, произнося Слово. Наш язык относится к группе индоевропейских языков давших начало целой ветви европейских языков и не только. Академик В. Седов в своём последнем труде "Славяне Историкоархеологические исследования" (2002г) (1) приводит различные точки зрения на -членение, дифференциацию, формирование индоевропейских языков со стороны крупных учёных мира разного времени А. Шлейхера (середина 19 века), Э. Лотнера, Г. Трегера и Х.Смита (2). И почти везде выделяются отдельной группой славянобалтские языки, и, выделившийся из них, праславянский язык, в последствии разделившийся, но сохранявший в словах общие звуки, правда, до определённого времени. С развитием славянского языка у одних славян звуки в словах менялись, а у других сохранялись. Поэтому исследователи всегда в звуках слов других народов или племён искали сохраняющиеся звуки, чтобы понять их изменение и смысл. Это важно для определения значения слов которые отражали эти звуки. 
 

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
ImageЗа выпущенные в этом году к юбилею города новые краеведческие книги под общим названием «Болховские истории» орловское издательство «Картуш» удостоено диплома ежегодного Всероссийского фестиваля «Читающий мир».

В межрегиональном фестивале, приуроченном к  дням ежегодного Всероссийского праздника поэзии С.А. Есенина в Рязани и проходившем с 29 сентября по 3 октября 2016 года, участвовали 62 издательства из 23 регионов России. «Читающий мир» – это общероссийское событие для тех, кто ценит литературу. Здесь проходят семинары, лекции, заседания «круглых столов», встречи с литераторами и кинематографистами, презентации книг и тематических проектов, поэтические чтения, мастер-классы, конкурсы. Фестиваль направлен на продвижение книги, престижность чтения, укрепление межрегионального сотрудничества в области издания и распространения литературы, создание положительного имиджа региона и его издательской деятельности. Проходит он обычно в Рязанской областной универсальной научной библиотеке  имени А.М. Горького. Каждый год в разгар осени библиотека становится местом встреч читателей и профессионалов книжного дела – издателей, распространителей, библиотекарей, книготорговцев, полиграфистов.
 

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
ImageОлег Серафимович Волков, уроженец Болхова и настоящий энтузиаст изучения его истории, о котором я уже не раз упоминал на сайте и чьи стихи знакомы нашему постоянному читателю,  прислал в наш адрес очень любопытные материалы. Он, основательно потрудившись со списками погибших, пропавших без вести и умерших в госпиталях и фашистских концлагерях советских воинов, выставленных на сайте «ОБД.Мемориал.Ру», выяснил, что в «Книгу Памяти по Болховскому району» при её составлении не были внесены фамилии тех наших земляков, которые в данных о месте рождения имели ошибочные (по вине писарей) сведения.

Это касается, в первую очередь, написания названия города Болхова. Уж как его не корёжили фронтовые «грамотеи»:  Болохов, Болохово, Волхов, Волхово (хотя рядом и стоит – Орловская область – А.П.).

Имён с такими ошибочными записями в месте рождения Олег Волков отыскал 35. Он их свёл в несколько небольших таблиц, которые я превратил в одну, где все фамилии выставил в алфавитном порядке. Вот они, уважаемый читатель. Возможно, кто-то из родственников найдёт, наконец, погибшего, пропавшего без вести их деда, прадеда. Смотрите, изучайте!
 

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
Image«... не хулите и не принимайте, 
а вдруг это от Бога или от сатаны» 
Преподобный Исаак Сирин.  
 
 Не так давно мы попытались объяснить  происхождение названия нашего города БОЛХОВ от древнерусского корня «БОЛХ - водоворот, пучина». 
 
Много путаницы в сказанном о названии города Болхов основывается на утверждениях историографа, автора «Истории Российской» Татищева В.Н. "...но Болхов или Болохов остался Сарматского звания"(1)./.том 2 \.стр. 357)Здесь же он пишет, что имя князя "Вятко» (родоначальника вятичского племени) вымышленное, а вятичи (славяне) - имя покорённого народа которое славяне, присвоили. Оно означает по-сарматски - противно, вредительно, грубо, враждебно (2. там же) поэтому таких дикарей киевские князья так долго покоряли.  
 
«Утверждения Татищева В.Н. не принимал историк Карамзин если они не подтверждалось другими учёными...» писал наш земляк основатель исторической географии Барсов Н.П. сам придерживаясь того же мнения. (7) Как отметил Русский Историк Ключевский В.О. (в работе о Татищеве) "... изысканиями автора о СКИФАХ, САРМАТАХ, в которых он видит финнов и славян, к которым он причисляет готов, франков, эстов, булгар и даже хазар...» внесена большая путаница и нанесён большой вред исторической науке (2), Татищев В.Н. умудрился отнести божества летописи (первоначальной) к Сарматским или Варяжским, по нему, Руссы - Сарматы, а Рюрик – князь финляндский и т.д. (2). 
 

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

30 июля 2016 года  с  19-59 по 20-02 минуты в западной части над Болховом наблюдалось явление Богородицы. Небо затянутое серыми облаками открылось. Богородица восседала на облаке в форме кресла слегка наклонившись на правую сторону. Облако и образ контурно прорисован лиловым цветом. От верхней части тела и головы исходило яркое бело-золотое, ослепительное свечение направленное вверх над городом. Правая рука лежала на облаке, как на подлокотнике. Левая простиралась в сторону Троицкого монастыря. Под руками не оказалось фототехники и через три минуты образ растаял в лучах заходящего солнца и затянулся облаками.

Это не первое явление Богородицы. Как гласит легенда, Богородица прошла у Троицкого монастыря около ограды, благословляя свою обитель. На месте явления построили часовню. Рядом с ней, под склоном горы, забил целебный источник, названный Тихвинским. После возведения храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери, который стал главным в обители монастыря, со временем стал называться Тихвинским.

Болхов находится под покровом Богородицы, о чём свидетельствуют пять её икон Пресвятой Богородицы.
 
 
Тихвинская икона Божией Матери-одна из самых почитаемых святынь Орловской земли. По преданию, она явилась близ Троицкого Оптина монастыря, на трех соснах. Первое письменное упоминание об иконе, свидетельствующее о ее почитании, относится к 1706 году. Сохранилось также предание, что Богородица прошла у монастырской ограды, благословляя свою Обитель. Известен день обретения иконы – 11/24 мая, память священномученика Мокия.
 
На месте явления была построена часовня (значительно расширена в 1860 году), а рядом, под склоном горы, забил целебный источник, названный Тихвинским. Монастырь стал местом всероссийского паломничества к явленной иконе. После возведения храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери в 1852-1856 гг.., который стал главным в обители, сам монастырь со временем стал называться Тихвинским. С иконой совершались в течение года несколько крестных ходов. Помимо крестных ходов в день празднования Тихвинской иконы и в день ее обретения – 11/24 мая (в этот день шли к часовне, построенной на месте ее явления), 31 августа/13 сентября чудотворный образ переносили из Оптина монастыря в Спасо-Преображенский собор города Болхова, где он и пребывал в течение месяца. Этот крестный ход был установлен в память о чудесном спасении города от пожара 1 сентября 1863 года. Пока образ находился в городе, с ним также совершались крестные ходы, а 1 октября икона возвращалась в Оптин монастырь. 
 

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Мы все привыкли называть наш Болхов-городом церквей, но мало кто знает, что Болхов-город восьми святых, а не двух, как принято считать.

Вот их имена:

Священноисповедник протоиерей Георгий Алексеевич Коссов  (4 апреля 1855 — 8 сентября 1928). 
 
Учитель и заведующий сельскойшколой в Болховском уезде Орловской губернии, протоиерей и устроитель ЦЕРКВИ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ СЕЛА СПАС-ЧЕКРЯК, основатель, учитель и законоучитель школы грамотности, устроитель слесарной и столярной мастерских, интерната на 80 человек, сада и пасеки при школе, основатель кирпичного завода, основатель и вкладчик в размере до восьми тысяч рублей и земли для одноклассной церковно-приходской школы, основатель вкладчик до рти тысяч рублей и даритель второклассной церковно-приходской школы, основатель первой в уезде второклассной школы, основатель, учитель и законоучитель Сиголаевской, Шпилёвской и Меркуловской церковно-приходских школ, устроитель больницы в селе Спас-Чекряк, устроитель приюта для ста пятидесяти крестьянских детей-сирот с башмачной и ткацкой мастерскими с ткацкими станками, устроитель сада, плотины и пруда для купания при приюте.
 
13-16 августа 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе о. Георгий Коссов за свое святое житие был канонизирован в чине священноисповедника.
 
9 декабря - день обретения святых мощей священноисповедника Георгия Коссова. Мощи были внесены в алтарь Спасо-Преображенского собора г. Болхова, где и покоятся ныне в деревянной раке на правом клиросе.
 

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
ImageБои 20–25 июля юго-западнее Болхова
 
20 июля войска ген. Баграмяна продолжали наступление своими основными силами на юг и на юго-восток с задачей во взаимодействии с войсками ген. Белова завершить окружение и разгром болховской группировки противника. Сосредоточив юго-западнее Болхова крупные силы пехоты и танков, немцы с утра 20 июля при сильной артиллерийской и авиационной поддержке перешли в контрнаступление, стремясь двухсторонним ударом окружить наши части, прорвавшиеся к дороге Болхов - Хотынец.
 
Несмотря на то, что немцы в районе Руднево имели двойное превосходство в танках и пехоте, а их авиация почти непрерывно бомбила боевые порядки наших войск, наша пехота, поддержанная танками, оказала врагу упорное сопротивление. Только после жестоких, кровопролитных боёв ценой больших потерь противнику удалось несколько потеснить наши части на север.
 
Отходя, наши войска наносили гитлеровцам серьёзные удары. Подступы к нашим позициям были усеяны трупами немецких солдат и офицеров. На поле боя горели десятки вражеских танков. За один день 20 июля в районе Ветрово, Долбилово, Руднево немцы потеряли 64 танка, 18 самоходных орудий и 20 бронемашин.
 
Ожесточённые контратаки крупных сил пехоты и танков противника при сильной поддержке бомбардировочной авиации продолжались 20 и 21 июля. Несмотря на большое превосходство врага (юго-западнее Болхова было сосредоточено свыше шести немецких дивизий) и упорство в контратаках, стоивших ему больших потерь, все попытки немцев отбросить наши войска в леса северо-западнее Болхова успеха не имели.