25
Вс, фев

Статьи

Авторские статьи о Болховском крае

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Комета 1811 годаДню памяти Пушкина посвящается

 

Вот отрывки  описанной Жуковским прощальной беседы двух друзей в день своего рождении и день смерти Пушкина – 29 января 1837 г: «"Жизнь кончена! " – повторил он внятно и положительно. "Тяжело дышать, давит! " – были последние слова его. 

 

В эту минуту я не сводил с него глаз и заметил, что движение груди, доселе тихое, сделалось прерывистым. Оно скоро прекратилось. …Все над ним молчали. Минуты через две я спросил: "Что он?" – "Кончилось", – отвечал мне Даль…  

 

Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти… Это был не сон и не покой!  … какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание. Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: "Что видишь, друг?"» 

 

В болховском небе сияла комета

 

Всякий раз, проходя мимо Спасо-Преображенского собора, каждый верующий болховчанин крестится, обратив свой взор к куполам главного храма города, а неверующий полюбуется красотой Красной Горы и устремлённого ввысь шпиля, а если и не полюбуется, то на соборные часы взглянет обязательно. Но и у тех, и у других этот мимолетный взор вряд ли вызовет ассоциацию с образом Пушкина, поскольку поэт в стихах своих был не сильно религиозен, а по молодости даже атеистичен (за что и был сослан в своё время в Михайловское). Тем не менее, предки его – православные верующие, строили храмы. Таковым был его пращур (отец щура, а щур – отец прапрадеда) стольник Иван Иванович Ржевский (1615 - 1678), построивший на свои средства в 1671 г. каменный Спасо-Преображенский собор, здесь же после своей гибели в Чигирине и погребённый. Вмурованная в опорный столп плита над его захоронением существует и поныне,  в уже перестроенном к середине XIX века соборе, сменившем старый храм. 

 

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
А.Н. Новоскольцев «Светлана». 1889 г.
А.Н. Новоскольцев «Светлана». 1889 г.
Посвящается году литературы
 
Раз в крещенский вечерок,
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили… 
 
Ну, кто не знает этого! Какая простая и вместе с тем завораживающая музыка стиха. Скажите вы мне, что может быть в России, лучше её литературы!
 
Не знаю, удивитесь ли вы, но создание баллады «Светлана» Василием Андреевичем Жуковским, также как и «Певца во стане русских воинов»  (см. мою статью «По следам поручика Жуковского») имеет непосредственную связь с нашим болховским краем. 
 
Более века в истории  творческого возникновения «Светланы»  указывались  года с 1808 по 1812. Ссылка на 1808 г. как начало работы была обусловлена лишь фактом переложения «Людмилы», с которой у «Светланы» был общий источник – баллада Бюргера «Ленора». Это можно прочесть в любых учебниках. Вот, к примеру, выдержка из справочника по ЕГЭ (Т.А.Надозирная, Л.А.Скубачевская «Литература»,  М.: ЭКСМО, 2009 г.): «Жуковский, видимо, остался недоволен первым вариантом сюжета и почти сразу, в 1808 году, начинает работу над новым вариантом и заканчивает его в 1812 году.». Однако документов и материалов, которые бы  подтверждали это утверждение, как не было так и нет. Тем более, что строфика «Светланы» (14 стихов) отлична от «Людмилы» (12 стихов) и «Леноры» (8 стихов).
 
Том 3-й академического издания «Полного собрания сочинений и писем» (ПССиП) В.А.Жуковского, изданный в 2008 г., указывает только на существование двух планов работ Жуковского над «Светланой» (подчеркиваю не текстов баллады, а именно планов, т.е. опорных пунктов сюжета). На одном из листов, следующем за планами «Светланы», находятся наброски сказочно-балладных тем, а рядом сделан набросок ещё одного плана, сходного по стилю изложения и составу с посланием «Вождю победителей», завершенным 10 ноября 1812 г. после сражения под Красным. Именно на эту дату делают упор комментаторы.
 
А теперь несколько отвлечёмся от филологических дискуссов и займёмся судьбой самого поэта.  
 

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
Image Посвящается году литературы
 
Оставьте сей Орел,
Печальную берлогу!
Скорей, скорей в дорогу,
В Муратово село...
 
Как ни странно, но именно этот призыв великого русского поэта Василия Андреевича Жуковского,   прозвучавший два века назад из болховской глубинки даёт верный вектор направления для всех изучающих его творческую биографию в пределах нашего края. Сейчас, если и говорят о Муратово (на Орлике), то всегда относят его к Урицкому району. В понятии теперешних краеведов оно как-то не ассоциируется с Болховским уездом, видимо из-за значительного расстояния до Болхова, почти как до Орла (по тем временам 55 вёрст). Хотя ещё в 1979 г. в книжке «Минувших дней очарование» В.Власов именует его не иначе, как «болховским селом» (селом же оно никогда не было).
 
Но в данной статье речь пойдёт вовсе не о деревне Муратово. В ней я затрону абсолютно ясный и вместе с тем самый тёмный вопрос (каковым он остаётся и до наших дней) в исследовании одного из эпизодов биографии нашего великого поэта В.А.Жуковского, связанного с выяснением времени и места создания им поэмы «Певец во стане русских воинов» (далее «Певец …»). Попытается его распутать, в связи с чем займёмся немного историей. 
 

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

ImageВ последнее время стал приходить к странному выводу: чтобы разобраться в том или ином краеведческом вопросе, а подчас и совершить небольшое «открытие», совсем необязательно перерыть вверх дном все архивы, достаточно лишь внимательно  читать давно изданные книги, думать и, в какой-то мере, просто интуитивно чувствовать.


Так, к примеру, произошло и в этом году. Работая над переизданием книги «России сердце не забудет» А.Е. Венедиктова и подбирая иллюстрации, я наткнулся в Интернете на статью Википедии о Плещееве Александре Алексеевиче (1778 – 1862), композиторе, поэте и театрале, владельце родовой усадьбы в с. Больщая Чернь Болховского уезда. Взглянув на приложенный к статье портрет, я нтуитивно почувствовал, что здесь что-то не так. Видимо в сознании как-то отложилось ранее прочитанное. Я стал на него смотреть и вспоминать. Даже без прочтения статьи сразу выплыло его прозвище в «Арзамасе» - Чёрный Вран, а на портрете был изображён светловолосый бледный человек, хотя глаза были тёмными.

Не исключена была возможность использования парика, но в XIX веке, на который выпал основной период жизни Плещеева, с париками большей частью уже расстались. Как писал Пушкин:

«... Ловласов обветшала слава
Со славой красных каблуков
И величавых париков»

Со времён царствования Александра I мужчины париков не носили, а в моде, как у Пушкина, были бакенбарды. И тут я вспомнил, что эти же отсутствующие на портрете бакенбарды были и у Плещеева, изображенного в профиль на рисунке В.А.Жуковского в книге В.Афанасьева «Родного неба милый свет…»  (см. стр.193).

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
ImageВ Болхове проживают Российские граждане находящиеся в ситуации национального меньшинства. В целях сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры мира и дружбы, а главное воспитания уважительного отношения местного населения к культуре других народов России, - назрела необходимость создания Национально-Культурных автономий. В г. Орле уже созданы Узбекская и Еврейская Национально-культурная автономия, в Залегощи создана Узбекская автономия.
 
В год культуры и в плане развития культуры и туризма в Болховском районе, есть необходимость в организации Национально-Культурных автономий в Болхове.
 

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Посвящается светлой
памяти Александра Егоровича Венедиктова
и делу, которому он служил

Болховчанка Наташа Апухтина,
«с которой образован Татьяны милый идеал»

Неизвестный художник (возможно Г.И. Белов). Портрет Натальи Дмитриевны Фонвизиной. 1820-е гг. ГИМ.


В середине мая этого года исполнилось ровно 185 лет со дня посещения Александром Сергеевичем Пушкиным нашего края. Май знаменит и днём его рождения – 26 числом, которое теперь празднуется 6-го июня. В этом году ему 215 лет.

Проезжал он наш город примерно 3-4 мая 1829 года по старому стилю (Юлианскому календарю). Но ни в описании этой поездки, названном «Путешествие в Арзрум», ни в любых других его произведениях о Болхове вы не найдёте ни слова. Казалось бы, ну Богом забытый край, что с него взять. Но нет же, появляются вдруг въедливые краеведы, вроде Александра Егоровича Венедиктова, переворачивают всё вверх дном и находят уйму связей Пушкина с этим забытым краем. Затем публикуют в течение 30 лет свои работы в районной и областной прессе, а потом выходит и книга «России сердце не забудет». Вот тогда всё становится на свои места: начинаешь понимать, что без Болхова не было бы и Пушкина. Что? Думаете, ёрничаю? Вовсе нет. Почитайте и убедитесь сами: внутри настоящий краеведческий клад.

Из века в век перетекая, в книге Венедиктова пред нами проходит цепочка предков Пушкина, родственников дальних и ближних, друзей. Читать нужно сосредоточенно, не расслабляясь, чтобы не потерять ни историческую нить, ни логическую связь. Этим правилам следовал и я, пока не дошёл до рассказа о Наталье Фонвизиной из рода Апухтиных, которая, по словам Александра Егоровича, «послужила Пушкину прототипом Татьяны Лариной в «Евгении Онегине». Тут я, ранее начитавшись пушкиноведческих работ и комментариев к роману в стихах, решил опровергнуть нашего уважаемого краеведа. Хотя и считалось несомненным, что прототип Татьяны существует, его нужно только отыскать, но лично я был из тех, кто отстаивал версию, что пушкинская фраза «А та, с которой образован Татьяны милый идеал…» десятилетиями вводила в заблуждение, как знакомых Пушкина, так и исследователей его творчества. Один из самых авторитетных исследователей Пушкина – Ю.Лотман тоже придерживался мнения, что образ Татьяны собирательный. Чтобы поддержать его, я, отложив книгу Венедиктова, углубился в изучение всего, что касалось Натальи Фонвизиной.

Сначала всё шло хорошо. Я вновь просмотрел советскую литературу по данному вопросу, и она в целом подтвердила моё мнение. В перечне возможных прототипов Наталья Апухтина стояла чуть ли не на пятом месте после Марии Волконской (Раевской), Анны Керн, Елизаветы Воронцовой, Авдотьи Норовой, поскольку с Пушкиным была, видимо, не знакома. И входила в этот перечень лишь на том основании, что сама была твёрдо уверена, что послужила этим прототипом. О том, что это «легенда», я нашёл свидетельство и в заметке Сахарова (учителя истории лицея №32 г.Орла) под названием «Орловскими дорогами поэта (Болховские впечатления)» из «Просторов России» (№49, 1999 г.). Кроме того, в советских источниках было написано (как и у Александра Егоровича), что Наташа, хоть и из рода Апухтиных, но дочь предводителя костромского дворянства.

Шок наступил, когда я вышел на краеведческие сайты Среднего Урала (г. Туринска) и прочёл следующую цитату: «Согласно Ю.И.Клюшникову, 22 октября 1823 года, в день окончания первой главы «Евгения Онегина», А.С.Пушкин писал брату Льву Сергеевичу из Одессы в Петербург: «Ты требуешь от меня подробностей об «Онегине»? Признаюсь. Многие места в моём «Онегине» относятся к Апухтиной, в которую Пущин был очень долго и очень глупо влюблён. Сюжетом романа обязан я Пущину, другу моей славы». Я бросился к письмам Полного собрания сочинений Пушкина, хотя интуитивно понимал, что тут что-то не то, поскольку в 1-й главе о Татьяне не было ни слова. Там этого письма не было. Тогда я начал читать все сохранившиеся письма этого периода ко Льву. Такой цитаты нигде не было, и это понятно, т.к. пушкинисты о ней бы знали. Но в письме от 13 июля 1824 года есть следующее: «…Попытаюсь толкнуться ко вратам цензуры с первой главою или песнью «Онегина». Авось пролезем. Ты требуешь от меня подробностей об «Онегине» – скучно, душа моя. В другой раз когда-нибудь…» и больше его писем из Одессы ко Льву не сохранилось, а в начале августа он уже ехал в Михайловское.

Юрий Клюшников – довольно известный уральский краевед, занимавшийся вопросами сибирской ссылки декабристов. Не доверять ему как бы нет оснований, тем более, что в приведённой цитате чувствуется стиль Пушкина. Откуда он мог это взять? Предположение моё выглядит следующим образом.

В годы южной ссылки брат Пушкина Лев, выполняя его издательские и иные поручения, получал писем от поэта больше, чем кто-либо другой, и, значит, знал о нём последние новости, которых жаждали друзья Пушкина. Он по молодости (14-15 лет) и легкомыслию упивался ролью «представителя» поэта, то выбалтывая сведения из писем, которые предназначались для него, то давая знакомым списывать стихи брата, задолго до появления их в печати. Возможно, кто-то из друзей поэта переписал стихи вместе с содержанием письма. Дата, видимо, не заинтересовала. Как известно, многие из друзей Пушкина были связаны с декабристским движением. Возможно, в их рукописях Клюшников это и откопал. Кто привязал этот текст ко дню окончания первой главы «Онегина», сказать трудно. Логически он относится ко времени после процитированного выше отрывка письма от 13 июля 1824 года (т.е. в промежутке 13-30 июля 1824 г.).

Т.о. получалось, что «легенда» приобретала черты реальности.

Другое потрясение я испытал областной библиотеке им. Бунина г.Орла, когда в каталоге дворянских родов Орловщины, в разделе «Апухтины» нашёл ссылку на альбом матери Натальи Дмитриевны, Марии Павловны урождённой Фонвизиной. В «Кратком указателе архивных фондов отдела рукописей Ленинской библиотеки» за 1948 год к этому альбому 1806-1811 г.г. даётся пояснение, что М.П.Фонвизина, племянница Д.И.Фонвизина, жена Дмитрия Акимовича Апухтина, орловского помещика, капитана лейб-гвардии Преображенского полка. Но у Александра Егоровича и в большинстве советских изданий он значился, как костромской предводитель дворянства! Разобраться с этим снова помог Интернет.

На ряде сайтов, посвящённых исследованиям родословных, я нашел ссылки на работы другого замечательного историка и краеведа уже из Костромы Виктора Бочкова (1937-1991), занимавшегося генеалогией российского дворянства, а затем и на его книгу, вышедшую в изд-ве «Современник» в 1990 году под названием «Скажи: которая Татьяна?». Из неё узнал, что Дмитрий Акимович Апухтин, выйдя в отставку в 1797 г. в чине поручика и поселившись в Москве, в 1800 году женился на Марии Павловне Фонвизиной и вместе с ней переехал в усадьбу Богородицкое Болховского уезда Орловской губернии. Два трёхлетия подряд (1806-1812) он избирался болховским уездным предводителем дворянства. В Болховском уезде молодая чета Апухтиных сдружилась с семейством Плещеевых, родовая усадьба которых Большая Чернь располагалась здесь же. Как известно, усадьба эта в конце XVIII - начале XIX века была настоящим очагом русской культуры. Здесь у Плещеевых бывали В.А.Жуковский, сестры Протасовы, Н.М.Карамзин, некоторые члены литературного кружка «Арзамас», к которому принадлежал и сам хозяин усадьбы. Таков был круг знакомых молодой четы. Точно установить до какого года длился болховский период их жизни трудно, но минимум до 1812 года – это уж точно. К нему относится и рождение единственной их дочери Наташи в 1803 г. На это указывали стихи В.А.Жуковского, посвящённые ей в 1811 г., в сохранившемся альбоме её матери:

«Тебе вменяют в преступленье,
Что ты милее всех детей!
Ужасный грех! И вот мое определенье:
Пройдет пять лет и десять дней!
Ты будешь страх сердец и взоров восхищенье!»

Наверху этих стихов написано «8-ми летней Наталье Дмитриевне Апухтиной», а внизу «августа 3 Чернь 1811 года. На празднике у Плещеева собственною рукою Жуковского писано».


В год начала войны 1812 г. Дмитрий Акимович уходит в ополчение в чине капитана, воюет вместе с А.П.Ермоловым. После взятия Парижа он в 1815 году снова в отставке, и вновь поселяется в Богородицком, а через 3 года распродаёт орловские имения и обосновывается с семьёй в Кологривском уезде Костромской губернии (данные В.Бочкова).

В своей книге В.Н.Бочков пишет, что «… до 13 с половиной лет она жила в орловской усадьбе Богородицкое, где, вероятно, родилась», а также указывает более точную дату рождения Натальи Дмитриевны – 7 апреля 1805 года. В этом плане, видимо, придётся ещё разбираться, поскольку сама она не помнила орловский период, а в письме протоиерею Знаменскому писала: «… В малолетстве моём дом отца моего богатством славился, как волшебный замок. Чего у нас не было? Как полная чаша. В 12-м году, при нашествии, всё имение отца погибло, в долг купили деревню на деньги матушки Михаила Александровича (генерала Фонвизина М.А. - будущего мужа Апухтиной – В.Р.).

Фонвизин (Фон-Визин) Михаил Александрович (1788-1854 г.г.)

«Вот этот-то долг и надо было выкупить собою…»
Так, исследования другого краеведа позволили вернуть беглянку из рода Апухтиных на исконные земли её предков.

К сожалению, дальше В.Н.Бочков в своей книге пошёл по-лотмановскому (что и я вначале) пути, который привёл его к выводу, о том, что «…судьба, вероятно, не свела их (А.С.Пушкина и Н.Д.Апухтину) ни в жизни, ни на страницах пушкинских произведений». Собственно говоря, Пушкину и не нужно было лично знать Апухтину. Её характер и основные вехи жизни он, наверняка, мог знать по рассказам своего близкого друга.

Приведу лишь перечень основных доводов, показывающих, что за прототип Татьяны Лариной была взята наша землячка:

1. Первоначально в рукописях Пушкина Татьяна, названа «Наташей»;
2. Год её рождения (1803 - по Жуковскому) и год замужества (осень 1822), совпадали с внутренней хронологией романа, установленной пушкинистами;
3. Имя отца Татьяны и Натальи одинаково – Дмитрий;
4. Московская кузина была как в романе, так и в реальности («княжна Алина» – Александра Кологривова);
5. Муж Н.Д.Фонвизиной, как и муж Татьяны, «был в сраженьях изувечен»

А вот другие доказательства:
1. Пущин и Фонвизина, находясь в Сибирской ссылке: он – в Туринске, она – с мужем в Тобольске, вели активную переписку, где нередко называют друг друга «Таня» и «Онегин»;
2. Сам Пущин в августе 1841 г. рассказывал своему другу поэту В. И. Панаеву, приезжавшему в Туринск, что влюбился в Фонвизину еще во время их первой встречи, но не захотел подвергать будущее девушки опасности, потому и бежал от нее. Но позднее, встретив ее на балу, понял свою ошибку, пытался вернуть отношения, но был отвергнут Натальей;
3. Свой автопортрет с Онегиным на набережной Невы в журнале «Невский альманах» и эпиграмму на эту иллюстрацию со словами «Вот перешед чрез мост Кокушкин…», А.С.Пушкин подарил М.И.Пущину, брату друга, уже бывшего в ссылке;
4. А на закате дней жизни, после смерти мужа, Н.Д.Фонвизина всё-таки вышла замуж за И.И.Пущина

Иван Иванович Пущин. Акварель Н.А. Бестужева. 1828-1830 гг. Местонахождение оригинала неизвестно.

Воспроизводится по фототипии.

Понятно, что причины для того, чтобы скрывать прообразы своего главного произведения, у Пушкина были. Сначала это было обязательство перед другом, доверившим ему свою любовную тайну. И затем уже просто невозможность объявить, что главными героями его романа в стихах стали декабристы.

Вот такая получилась статья, которая позволила ещё больше приблизить забытый город Болхов к солнцу нашей поэзии и чуть-чуть уточнить в этом Александра Егоровича. Думаю, этим он был бы очень доволен.

 

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
ImageПсихологический термин «раздвоение личности» возник уже достаточно давно. Это понятие всем известно и не вызывает особого удивления. Медики классифицируют раздвоение личности как одно из проявлений шизофрении. В таком случае человек нуждается в серьезном лечении, нередко люди с данным психическим расстройством становятся пациентами специализированных лечебных учреждений.

Теперь посмотрим на это явление применительно нашего района. Однажы в Орле решили, что надо ослабить власть. Пошли по пути указанному мудрецами древности: che tu hai in governo, divise («то, чем управляешь, разделяй».,— тактика (чаще скрытая) создания, противоречий, различий или разногласий между двумя или более сторонами для контроля над ними. В итоге власть раздвоилась. Был один глава района, теперь из первого зама главы появился появился второй глова,-глава администрации района. Ранее зам не мог оспаривать решение главы района. Сейчас как минимум имея своё ИНОЕ мнение и может отказаться исполнять планы главы района. Налицо конфликт интересов. И, если применить в данном случае медицинский термин,- «раздвоение личности», то получается власть заболела, со всеми вытекающими для больного последствиями, включая потерю работоспособности.

Город Болхов - кастрировали.

Наш древний город потерял статус города и стал городским поселением в 2004 году. Это, что то среднее между городом и посёлком.
 
Откастрировали город местные власти при переходе на 131 закон РФ. Что бы сохранить статус города, надо было переподченить районную администрацию городу. Но жажда власти и личные меркантильные интересы отдельных лиц оказались сильнее разума и зачеркнули тысячелетьнюю историю города.

Изменение статуса города не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения города. (частью 3 статьи 24 настоящего 131 Федерального закона).Нашего согласия не спрашивали.

Выписка из устава г.Болхов. "Город Болхов Болховского района Орловской области наделен статусом городского поселения Законом Орловской области от 29.12.2004 г. №464-ОЗ «О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории Болховского района"

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Василий Ермаков20 ДЕКАБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ УРОЖЕНЦА И ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА ГОРОДА БОЛХОВА, ПРИСНОПАМЯТНОГО МИТРОФОРНОГО ПРОТОИЕРЕЯ ВАСИЛИЯ ЕРМАКОВА.

 

Я никогда не забывал Бога. И работая под конвоем в оккупации в сложное время прифронтовое, и когда бомбили мой родной город Болхов. Особенно было тяжело во время бомбежек 13-го, 14-го, 15-го, 16-го июля 1943 года, когда, начиная с 9 вечера и до 5 утра, летели самолеты ИЛ-2, шли бомбардировщики со стороны Тулы фронтовой, и волна за волной. Было некуда спрятаться. Родители были в окопах. Я сидел на погребе и ждал, когда же попадет бомба в дом, чтобы вскочить, что-то забрать.  

Так было, повторяю, в эти четыре дня, а уже 16 июля в 12 часов дня  немцы шли и забирали молодежь, заходили в дома. Мне пришлось тихонечко из сада убежать за город, в Павловский поселок, вместе с семьей Веревкиных, потому что немцы бы меня угнали, и я бы концов не нашел.

Мы видели, как начался обстрел Болхова, как горели дома. С 19 июля 43-го года пришла разведка немецкая, и они остановились уже здесь. До 29 июля шли страшные бои за город. Не на жизнь, а на смерть. Но за то, что мама моя носила икону Божией Матери Тихвинскую, маленькую (она дома сейчас у меня в Санкт-Петербурге), наш дом в Болхове остался. От бомбежек стена была выбита, дом был весь испещрен осколками, но уцелел.

Потом начались мои скитания по дорогам войны. Немцы уже там гнали всех, были 61-я, 62-я дорога. Шло около 600 тысяч орловцев-беженцев. Бомбежка. Ни попить, ни поесть. Партизаны. Все это сложное время. Но Бог меня спас, и я дошел до города Навля, а потом в Брянск нас перевезли немцы.  

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Image У Конституции юбилей сегодня. Судя по последним событиям не все знают о том, что Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

 

"Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому в Российской Федерации гарантируется также свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, части 1 и 4, Конституции Российской Федерации). Право каждого человека на свободное выражение своего мнения, включая свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию, идеи независимо от государственных границ, устно, письменно, посредством печати или иными способами по своему выбору, закреплено Международным пактом о гражданских и политических правах, в котором подчеркивается, что пользование этими правами налагает особые обязанности и особую ответственность и что их ограничения устанавливает закон в целях уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения"

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

ImageИстория улицы (слободы) Затинная, (Правонабережная, Декабристов) и пушкарной слободы в Болхове

 

Название улице дали в честь служивых людей «пушкарского чина»

 
Развитие русской артиллерии привело к увеличению служилых людей при «наряде» (артиллерийской прислуги). Постепенно обособившись от других воинских разрядов, они образовали особый разряд военнослужащих – служилых людей «пушкарского чина», - пушкарей и затинщиков (действовавших в бою из малокалиберных орудий — затинных пищалей)
 
Служилыми людьми «по прибору» (т.е. существовавшими за государево денежное жалованье) Зетинщики и воротники назначались, как правило, из посадских людей. Занятия мелкой торговлей и ремеслом они успешно совмещали с военной службой. Обязанностями воротников считалась оборона городских стен и ворот, а также сменная служба в карауле. Главным оружием затинщиков была тяжёлая штатная пищаль» — нечто среднее между небольшой пушкой и ружьем. Ходить с ней в походы было весьма ветру длительно, однако при обороне крепостей именно затинные пищали представляли собой грозное оружие. Установленные язе тыном», т.е. за стеной (отсюда и название), они были неуязвимы для вражеского огня.  

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
Image

 В. Суриков. "Юродивый". Фрагмент картины

"Боярыня Морозова". 1887

"Всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя возвысится." - Евангелие от Луки

 

 Юродство ( «дурак, безумный») — намеренное старание казаться глупым, безумным. Целями мнимого безумия (юродства ) объявляются обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений. 

 

Существует особый род христианского подвига, который внешне можно охарактеризовать как притворство и напускное чудачество. Имя этому подвигу «юродство ради Христа». Многие пророки Ветхого Завета Библии считаются предшественниками юродивых «Христа ради».

 

Пророк Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене (Ис.20:2-3); пророк Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на коровьем помёте (Иез.4:15)[7]; Осия вступил в брак с блудницею, что символизировало неверность Израиля Богу (Ос.3)[8]. Целью вышеуказанных действий было привлечь внимание окружающих и побудить народ Израильский к покаянию и обращению.

 

 

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
ImageВ июле 1615 года проходил с войсками через Болхов Князь Дмитрий Пожарский  во время похода против польско-литовских отрядов А. Лисовского.
 
Пожарский согласно царскому указу забрал у болховского воеводы Степана Волынского «лучших» людей.
 
6 сентября (27 августа по ст. стилю) 1615 года, в воскресенье ,в месте, именуемом Царев Брод, оба войска неожиданно столкнулись друг с другом — «приидоша же оба вдруг». Начался знаменитый «Орловский бой». На 600 войнов отряда Пожарского налетело 3000 всадников, но окруженные воины Пожарского бились геройски, да еще и захватили пленных и отняли у поляков их знамена и литавры.
 
Лисовский на следующий день не принял боя и сбежал.
 
В этом бою много войнов сложили свои головы, в том числе Болховские стрельцы. Много в тот день овдовело болховских жён. 
 
Павших в битве болховских стрельцов похоронили на высоком берегу реки Нугря. Над их могилою поставили маленькую часовню.