Партнеры
20
Пт, сен

Статьи

Авторские статьи о Болховском крае

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Комета 1811 годаДню памяти Пушкина посвящается

 

Вот отрывки  описанной Жуковским прощальной беседы двух друзей в день своего рождении и день смерти Пушкина – 29 января 1837 г: «"Жизнь кончена! " – повторил он внятно и положительно. "Тяжело дышать, давит! " – были последние слова его. 

 

В эту минуту я не сводил с него глаз и заметил, что движение груди, доселе тихое, сделалось прерывистым. Оно скоро прекратилось. …Все над ним молчали. Минуты через две я спросил: "Что он?" – "Кончилось", – отвечал мне Даль…  

 

Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти… Это был не сон и не покой!  … какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание. Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: "Что видишь, друг?"» 

 

В болховском небе сияла комета

 

Всякий раз, проходя мимо Спасо-Преображенского собора, каждый верующий болховчанин крестится, обратив свой взор к куполам главного храма города, а неверующий полюбуется красотой Красной Горы и устремлённого ввысь шпиля, а если и не полюбуется, то на соборные часы взглянет обязательно. Но и у тех, и у других этот мимолетный взор вряд ли вызовет ассоциацию с образом Пушкина, поскольку поэт в стихах своих был не сильно религиозен, а по молодости даже атеистичен (за что и был сослан в своё время в Михайловское). Тем не менее, предки его – православные верующие, строили храмы. Таковым был его пращур (отец щура, а щур – отец прапрадеда) стольник Иван Иванович Ржевский (1615 - 1678), построивший на свои средства в 1671 г. каменный Спасо-Преображенский собор, здесь же после своей гибели в Чигирине и погребённый. Вмурованная в опорный столп плита над его захоронением существует и поныне,  в уже перестроенном к середине XIX века соборе, сменившем старый храм. 

 

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
А.Н. Новоскольцев «Светлана». 1889 г.
А.Н. Новоскольцев «Светлана». 1889 г.
Посвящается году литературы
 
Раз в крещенский вечерок,
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили… 
 
Ну, кто не знает этого! Какая простая и вместе с тем завораживающая музыка стиха. Скажите вы мне, что может быть в России, лучше её литературы!
 
Не знаю, удивитесь ли вы, но создание баллады «Светлана» Василием Андреевичем Жуковским, также как и «Певца во стане русских воинов»  (см. мою статью «По следам поручика Жуковского») имеет непосредственную связь с нашим болховским краем. 
 
Более века в истории  творческого возникновения «Светланы»  указывались  года с 1808 по 1812. Ссылка на 1808 г. как начало работы была обусловлена лишь фактом переложения «Людмилы», с которой у «Светланы» был общий источник – баллада Бюргера «Ленора». Это можно прочесть в любых учебниках. Вот, к примеру, выдержка из справочника по ЕГЭ (Т.А.Надозирная, Л.А.Скубачевская «Литература»,  М.: ЭКСМО, 2009 г.): «Жуковский, видимо, остался недоволен первым вариантом сюжета и почти сразу, в 1808 году, начинает работу над новым вариантом и заканчивает его в 1812 году.». Однако документов и материалов, которые бы  подтверждали это утверждение, как не было так и нет. Тем более, что строфика «Светланы» (14 стихов) отлична от «Людмилы» (12 стихов) и «Леноры» (8 стихов).
 
Том 3-й академического издания «Полного собрания сочинений и писем» (ПССиП) В.А.Жуковского, изданный в 2008 г., указывает только на существование двух планов работ Жуковского над «Светланой» (подчеркиваю не текстов баллады, а именно планов, т.е. опорных пунктов сюжета). На одном из листов, следующем за планами «Светланы», находятся наброски сказочно-балладных тем, а рядом сделан набросок ещё одного плана, сходного по стилю изложения и составу с посланием «Вождю победителей», завершенным 10 ноября 1812 г. после сражения под Красным. Именно на эту дату делают упор комментаторы.
 
А теперь несколько отвлечёмся от филологических дискуссов и займёмся судьбой самого поэта.  
 

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
Image Посвящается году литературы
 
Оставьте сей Орел,
Печальную берлогу!
Скорей, скорей в дорогу,
В Муратово село...
 
Как ни странно, но именно этот призыв великого русского поэта Василия Андреевича Жуковского,   прозвучавший два века назад из болховской глубинки даёт верный вектор направления для всех изучающих его творческую биографию в пределах нашего края. Сейчас, если и говорят о Муратово (на Орлике), то всегда относят его к Урицкому району. В понятии теперешних краеведов оно как-то не ассоциируется с Болховским уездом, видимо из-за значительного расстояния до Болхова, почти как до Орла (по тем временам 55 вёрст). Хотя ещё в 1979 г. в книжке «Минувших дней очарование» В.Власов именует его не иначе, как «болховским селом» (селом же оно никогда не было).
 
Но в данной статье речь пойдёт вовсе не о деревне Муратово. В ней я затрону абсолютно ясный и вместе с тем самый тёмный вопрос (каковым он остаётся и до наших дней) в исследовании одного из эпизодов биографии нашего великого поэта В.А.Жуковского, связанного с выяснением времени и места создания им поэмы «Певец во стане русских воинов» (далее «Певец …»). Попытается его распутать, в связи с чем займёмся немного историей. 
 

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

ImageВ последнее время стал приходить к странному выводу: чтобы разобраться в том или ином краеведческом вопросе, а подчас и совершить небольшое «открытие», совсем необязательно перерыть вверх дном все архивы, достаточно лишь внимательно  читать давно изданные книги, думать и, в какой-то мере, просто интуитивно чувствовать.


Так, к примеру, произошло и в этом году. Работая над переизданием книги «России сердце не забудет» А.Е. Венедиктова и подбирая иллюстрации, я наткнулся в Интернете на статью Википедии о Плещееве Александре Алексеевиче (1778 – 1862), композиторе, поэте и театрале, владельце родовой усадьбы в с. Больщая Чернь Болховского уезда. Взглянув на приложенный к статье портрет, я нтуитивно почувствовал, что здесь что-то не так. Видимо в сознании как-то отложилось ранее прочитанное. Я стал на него смотреть и вспоминать. Даже без прочтения статьи сразу выплыло его прозвище в «Арзамасе» - Чёрный Вран, а на портрете был изображён светловолосый бледный человек, хотя глаза были тёмными.

Не исключена была возможность использования парика, но в XIX веке, на который выпал основной период жизни Плещеева, с париками большей частью уже расстались. Как писал Пушкин:

«... Ловласов обветшала слава
Со славой красных каблуков
И величавых париков»

Со времён царствования Александра I мужчины париков не носили, а в моде, как у Пушкина, были бакенбарды. И тут я вспомнил, что эти же отсутствующие на портрете бакенбарды были и у Плещеева, изображенного в профиль на рисунке В.А.Жуковского в книге В.Афанасьева «Родного неба милый свет…»  (см. стр.193).

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
ImageВ Болхове проживают Российские граждане находящиеся в ситуации национального меньшинства. В целях сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры мира и дружбы, а главное воспитания уважительного отношения местного населения к культуре других народов России, - назрела необходимость создания Национально-Культурных автономий. В г. Орле уже созданы Узбекская и Еврейская Национально-культурная автономия, в Залегощи создана Узбекская автономия.
 
В год культуры и в плане развития культуры и туризма в Болховском районе, есть необходимость в организации Национально-Культурных автономий в Болхове.
 

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
ImageПсихологический термин «раздвоение личности» возник уже достаточно давно. Это понятие всем известно и не вызывает особого удивления. Медики классифицируют раздвоение личности как одно из проявлений шизофрении. В таком случае человек нуждается в серьезном лечении, нередко люди с данным психическим расстройством становятся пациентами специализированных лечебных учреждений.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Василий Ермаков20 ДЕКАБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ УРОЖЕНЦА И ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА ГОРОДА БОЛХОВА, ПРИСНОПАМЯТНОГО МИТРОФОРНОГО ПРОТОИЕРЕЯ ВАСИЛИЯ ЕРМАКОВА.

 

Я никогда не забывал Бога. И работая под конвоем в оккупации в сложное время прифронтовое, и когда бомбили мой родной город Болхов. Особенно было тяжело во время бомбежек 13-го, 14-го, 15-го, 16-го июля 1943 года, когда, начиная с 9 вечера и до 5 утра, летели самолеты ИЛ-2, шли бомбардировщики со стороны Тулы фронтовой, и волна за волной. Было некуда спрятаться. Родители были в окопах. Я сидел на погребе и ждал, когда же попадет бомба в дом, чтобы вскочить, что-то забрать.  

Так было, повторяю, в эти четыре дня, а уже 16 июля в 12 часов дня  немцы шли и забирали молодежь, заходили в дома. Мне пришлось тихонечко из сада убежать за город, в Павловский поселок, вместе с семьей Веревкиных, потому что немцы бы меня угнали, и я бы концов не нашел.

Мы видели, как начался обстрел Болхова, как горели дома. С 19 июля 43-го года пришла разведка немецкая, и они остановились уже здесь. До 29 июля шли страшные бои за город. Не на жизнь, а на смерть. Но за то, что мама моя носила икону Божией Матери Тихвинскую, маленькую (она дома сейчас у меня в Санкт-Петербурге), наш дом в Болхове остался. От бомбежек стена была выбита, дом был весь испещрен осколками, но уцелел.

Потом начались мои скитания по дорогам войны. Немцы уже там гнали всех, были 61-я, 62-я дорога. Шло около 600 тысяч орловцев-беженцев. Бомбежка. Ни попить, ни поесть. Партизаны. Все это сложное время. Но Бог меня спас, и я дошел до города Навля, а потом в Брянск нас перевезли немцы.  

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Image У Конституции юбилей сегодня. Судя по последним событиям не все знают о том, что Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

 

"Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому в Российской Федерации гарантируется также свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, части 1 и 4, Конституции Российской Федерации). Право каждого человека на свободное выражение своего мнения, включая свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию, идеи независимо от государственных границ, устно, письменно, посредством печати или иными способами по своему выбору, закреплено Международным пактом о гражданских и политических правах, в котором подчеркивается, что пользование этими правами налагает особые обязанности и особую ответственность и что их ограничения устанавливает закон в целях уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения"

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

ImageИстория улицы (слободы) Затинная, (Правонабережная, Декабристов) и пушкарной слободы в Болхове

 

Название улице дали в честь служивых людей «пушкарского чина»

 
Развитие русской артиллерии привело к увеличению служилых людей при «наряде» (артиллерийской прислуги). Постепенно обособившись от других воинских разрядов, они образовали особый разряд военнослужащих – служилых людей «пушкарского чина», - пушкарей и затинщиков (действовавших в бою из малокалиберных орудий — затинных пищалей)
 
Служилыми людьми «по прибору» (т.е. существовавшими за государево денежное жалованье) Зетинщики и воротники назначались, как правило, из посадских людей. Занятия мелкой торговлей и ремеслом они успешно совмещали с военной службой. Обязанностями воротников считалась оборона городских стен и ворот, а также сменная служба в карауле. Главным оружием затинщиков была тяжёлая штатная пищаль» — нечто среднее между небольшой пушкой и ружьем. Ходить с ней в походы было весьма ветру длительно, однако при обороне крепостей именно затинные пищали представляли собой грозное оружие. Установленные язе тыном», т.е. за стеной (отсюда и название), они были неуязвимы для вражеского огня.  

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
Image

 В. Суриков. "Юродивый". Фрагмент картины

"Боярыня Морозова". 1887

"Всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя возвысится." - Евангелие от Луки

 

 Юродство ( «дурак, безумный») — намеренное старание казаться глупым, безумным. Целями мнимого безумия (юродства ) объявляются обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений. 

 

Существует особый род христианского подвига, который внешне можно охарактеризовать как притворство и напускное чудачество. Имя этому подвигу «юродство ради Христа». Многие пророки Ветхого Завета Библии считаются предшественниками юродивых «Христа ради».

 

Пророк Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене (Ис.20:2-3); пророк Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на коровьем помёте (Иез.4:15)[7]; Осия вступил в брак с блудницею, что символизировало неверность Израиля Богу (Ос.3)[8]. Целью вышеуказанных действий было привлечь внимание окружающих и побудить народ Израильский к покаянию и обращению.

 

 

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
ImageВ июле 1615 года проходил с войсками через Болхов Князь Дмитрий Пожарский  во время похода против польско-литовских отрядов А. Лисовского.
 
Пожарский согласно царскому указу забрал у болховского воеводы Степана Волынского «лучших» людей.
 
6 сентября (27 августа по ст. стилю) 1615 года, в воскресенье ,в месте, именуемом Царев Брод, оба войска неожиданно столкнулись друг с другом — «приидоша же оба вдруг». Начался знаменитый «Орловский бой». На 600 войнов отряда Пожарского налетело 3000 всадников, но окруженные воины Пожарского бились геройски, да еще и захватили пленных и отняли у поляков их знамена и литавры.
 
Лисовский на следующий день не принял боя и сбежал.
 
В этом бою много войнов сложили свои головы, в том числе Болховские стрельцы. Много в тот день овдовело болховских жён. 
 
Павших в битве болховских стрельцов похоронили на высоком берегу реки Нугря. Над их могилою поставили маленькую часовню.