Партнеры
19
Вт, нояб

Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

В поисках сведений о Глебе Сергеевиче Худокормове решающую роль сыграли, конечно же, болховчане.

Лариса Сергеевна Шапошникова получила сведения о Худокормовых в архиве городского ЗАГСа, а по указанным адресам отправились Александр Георгиевич Фалеев и Вячеслав Константинович Рыбников. Один адрес, другой, третий... Труды увенчались успехом, найденные воспоминания и фотографии отправили в мой адрес. Огромное спасибо землякам!

Глеб Сергеевич прожил долгую жизнь. Он родился 5 августа 1887 года, умер 31 марта 1972 года. Местом упокоения стало Архангельское кладбище Болхова. По данным архива городского ЗАГСа проживал в доме №18 на улице Апухтина и после смерти выписан сыном, Худокормовым Иваном Глебовичем. Сохранился и дом №13 на улице Верхне-Монастырской города Болхова. Удивительно, но время и ожесточённые бои 1943 года обошли его стороной.

    

Передо мной старинная фотография Глеба Сергеевича с сослуживцами. Качество снимка очень неважное, место съёмки неизвестно. Силуэт Глеба Сергеевича выделен впоследствии фотографом для пересъёмки и ретуширования при изготовлении портрета. Сразу взгляд на обратную сторону. Может есть надпись? Есть, но практически нечитаемая. Только и разобрал, что среди слов имеются "Верхнемонастырская" и "Худокормов". Но определить по фотографии кое-что можно. Начинаем с самой яркой детали. В глаза бросаются кресты на тульях фуражек. Однозначный вывод - ратники государственного ополчения. Одеты в двубортные мундиры образца 1907 года, введённые приказом по военному ведомству № 80 от 19 февраля 1908 года и отменённые приказом по военному ведомству № 106 от 6 марта 1913 года. Хранились на складах и пригодились для ратников Первой Мировой. У крайнего слева ратника пояс так называемого "кавалерийского" образца, вместо металлической бляхи - рамка со шпеньком. Их ввели в пеших частях приказом по военному ведомству № 535 от 21 августа 1914 года. Шифровки на погонах не читаются. Жаль, по ним можно определить воинскую часть и потянуть дальше ниточку Его Величества Поиска. Из сказанного вывод, что снимали в годы Первой Мировой войны. Была ли отправлена карточка родным или прошла вместе с хозяином военными дорогами уже и не узнать...

Теперь о портрете с фотографии. Отретуширован, очень хорошо сохранился. На погоне видна шифровка - 11. На оригинальной фотографии шифровка не видна. Возникает вопрос: когда сделан портрет? До смерти Глеба Сергеевича или после? Из каких соображений выделил на погоне цифру "11" фотограф-ретушёр? В то время просматривалась на фотографии? Подсказал сам Глеб Сергеевич? Или что-то другое? Пока на этот вопросы ответа нет. Шифровка 11 означает 11-ю Псковскую пешую дружину ополчения, сформированную в 1914 году в городке Порхов на Псковщине. Дружина была отправлена в Одессу для несения караульной службы и боевой подготовки, а в июне 1915 года вошла во вновь сформированный 413-й пехотный Порховский полк и приняла участие в боях Первой Мировой. Но вот каким образом ратник Глеб Сергеевич Худокормов мог оказаться в Русском экспедиционном корпусе?

 

Глеб Сергеевич Худокормов

Прояснить возникшую ситуацию помогают воспоминания проживающей в Болхове младшей дочери Глеба Сергеевича, Нины Глебовны Трошечкиной. С ней встретились Вячеслав Константинович Рыбников и Александр Георгиевич Фалеев. В домике на окраине и нашлись старые фотографии. Нина Глебовна рассказала о семье Худокормовых много интересного. В дореволюционные времена семья занималась переработкой пеньки, причём владела собственным производством. Если честно, то лично у меня пенька всегда ассоциировалась с верёвками и, прошу прощения, комком пакли у типичного сантехника эпохи развитого социализма для подмотки на резьбу при соединении труб и кранов. Как я ошибался... Совсем коротенький экскурс к справочным материалам привёл к удивительным открытиям. Где только не используется пенька! На море (канаты и все виды тросов) из-за прочности на разрыв, устойчивости к солёной воде и гниению, в текстильной промышленности (парусина и ткани для шитья одежды), в пожарном деле (пожарные рукава и спецодежда), при производстве бумаги для денежных банкнот, карт и книг, включая учебники и Библию (!). На пеньковых холстах творили великие художники. Первые джинсы сшиты из пеньковой парусины. Осветительные фонари в городах заправлялись конопляным маслом. Можно продолжать и продолжать, но пора вернуться к основной теме. Оставим узелок на память о болховской конопле. Итак, семья Худокормовых занималась переработкой пеньки и соответственно реализацией готовой продукции. Болховчане серьёзно торговали с Новгородом, отправляли свой товар за границу, имели собственные склады с пенькой даже в порту Санкт-Петербурга. Старший брат Глеба Сергеевича, Аким Сергеевич, оказался во Франции, женился на француженке, в дальних краях стал главой семьи, отцом двух дочерей и хозяином (так сказала Нина Глебовна) обувной фабрики. И вот здесь начинается самое интересное...

Глеб Сергеевич в совсем юном возрасте приехал к старшему брату во Францию и работал у него какое-то время. Потом вернулся в Россию и отслужил в царской армии (со слов Нины Глебовны - гусаром и одно время денщиком). Призванный в возрасте 21 года, Глеб служил с 1908 по 1912 годы, срок службы в кавалерийских частях составлял в то время четыре года. Если после службы продолжал семейное традиционное дело - пеньковое производство, то вполне логичны поездки на Псковщину и Новгородчину. Может и проживал там какое-то время, а с началом Первой Мировой войны попал в состав 11-й пешей Псковской дружины. При формировании частей Русского экспедиционного корпуса вполне могли учесть знание (хотя бы на разговорном уровне) французского языка и факт проживания во Франции. Чем не версия? Всё сходится, вот только документального подтверждения пока нет. Как говорил герой одного известного фильма: "Будем искать".

Нина Глебовна - младшая дочь в семье. А всего у Глеба Сергеевича и его жены Натальи Петровны появились на свет три сына - Иван, Алексей и Анатолий и три дочери - Олимпиада, Нина и Ефросинья. Старшим сыновьям Ивану и Алексею в суровую годину выпало защищать Родину. Красноармеец Иван Глебович Худокормов служил в 483-м отдельном сапёрном батальоне 356-й стрелковой Калинковичской Краснознамённой дивизии. Приказом по дивизии № 95 от 5 ноября 1944 года был награждён медалью "За отвагу". Во время боёв за освобождение Прибалтики Ивану удалось путём длительного наблюдения, выдвинувшись впереди боевых порядков наших частей, проследить скрытный маршрут немецких танков. Ночью на пути их следования были поставлены мины и вражеские танкисты нашли свою гибель. А закончилась война для сапёра Берлинской операцией в мае 1945 года.

Алексей Глебович Худокормов родился 20 февраля 1927 года. В 1986 году был награждён орденом Отечественной войны второй степени, значит принимал участие в Великой Отечественной. По словам младшей сестры, Нины Глебовны, закончил подрывные курсы под руководством легендарного Ильи Григорьевича Старинова(!) в Орле.Как такое могло быть? Школа была организована в Орле 18 августа 1941 года и готовила противопожарные кадры. Официально. На самом деле подготавливались подрывники для партизанской борьбы с оккупантами. В режиме строгой секретности. Накануне занятия Орла немецкими войсками 3 октября 1941 года школу эвакуировали в Елец, а позже в Задонск. Уроженец болховской земли полковник Старинов в это время был направлен на Юго-Западный фронт. Итак, что имеем? Полтора месяца работы школы в Орле. И болховский мальчишка четырнадцати с половиной лет. Как всё это совместить? Пока не знаю...

О трудовой деятельности Глеба Сергееевича Худокормова сохранилось немного свидетельств. Работал в колхозе села Кривчее, что раскинулось своими угодьями возле северной окраины Болхова. Совсем рядышком с городом. Колхоз носил разные названия. До 1966 года назывался "Ясное утро", а потом "Завет Ильича". И ещё в трудовой биографии годы работы на болховском кирпичном заводе. Обычная жизнь обычного человека. А может не совсем так? Обычная жизнь достойного человека. Гражданина своей страны, защищавшего Родину и воспитавшего сыновей - защитников Родины. Так будет точнее...

Очерк "Былой войны суровые страницы" после публикации начал жить самостоятельной жизнью. С лёгкой руки Ларисы Михайловны Кондаковой, начальника отдела Государственного архива Орловской области, он дошёл до людей занимающихся исследованием боевого пути Русского экспедиционного корпуса (РЭК). Одна из исследователей - Елена Евгеньевна Наумова, работавшая во Франции с архивами РЭК. Итогом общения с ней стало приглашение на Первую Международную научную конференцию "Русские войска во Франции и на Балканах (1916-1918) в истории и памяти России и Европы". Да-да, всё к одному, даже дата конференции - май 2019 года! Если быть точным, то конференция проходила три дня, с 16 по 18 мая. Место проведения - Москва, Дом русского зарубежья имени А. Солженицына. И, конечно же, Центральный музей Вооружённых Сил Российской Федерации. Именно там открылась уникальная выставка в честь Русского экспедиционного корпуса. Мероприятие готовилось несколько лет, среди экспонатов подлинные документы, фотографии, награды, вооружение и обмундирование. В работе выставки приняли участие музеи, некоторые экспонаты поступили из частных коллекций. И вот, в 16.00 16 мая 2019 года - долгожданное открытие. Участники конференции прибыли на торжества и стали первыми посетителями.

Но это позже, сначала участников конференции из России, Франции, Греции, Сербии и США поздравил Президент России Владимир Путин, были зачитаны многочисленные приветственные адреса. Впечатляющее выступление Натальи Родионовны Малиновской - Президента Общества памяти воинов РЭК, дочери бывшего воина корпуса, Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского. А потом - доклады, доклады, доклады. Русские и французы, историки из Греции и Сербии сменяют друг друга на трибуне. Регламент - пятнадцать минут. До обидного мало для людей знающих, отыскавших уникальные материалы. Но делать нечего, у следующего докладчика тоже всё уникальное. Исследователям удалось многое. Даже восстановить марш одного из полков! Он прозвучал под сводами зала для приехавших из пяти стран. И пронзительное исполнение песни "Русские бригады" Виктором Леонидовым. Удивительная атмосфера! Главная черта конференции - Правда. Пусть запоздалая, но Правда. Да и нельзя, наверное, по-другому в стенах здания, где отпечатаны слова из Нобелевской лекции Александра Солженицына: "Простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире - но не через меня. Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь. Уж в борьбе-то с ложью истина всегда побеждает, всегда побеждает! - зримо, неопровержимо для всех". К историкам и поисковикам эти строки относятся в полной мере. Общались между собой и в перерывах. Видимо в этом заключалась одна из целей конференции - предоставить возможность исследователям и потомкам воинов РЭК навести мосты и создать задел для будущего сотрудничества. Конференция - Первая, за ней просто обязаны последовать Вторая, Третья и далее сколько будет возможно. И будут новые находки и открытия, деятельность неравнодушных людей будет потихоньку приоткрывать завесу забвения и возвращать незаслуженно забытые имена... 

   

На конференции

 

 

Французский военный историк Фредерик Гельтон (справа)

 

Президент Общества памяти воинов Русского экспедиционного корпуса (1916-1918) Наталья Родионовна Малиновская,
дочь бывшего воина корпуса, Маршала Советского Союза Родиона Яковлевича Малиновского (в центре) и бард,
историк-архивист Виктор Владимирович Леонидов (справа)

     

Материалы выставки в Центральном музее Вооруженных Сил

 

Народный художник Российской Федерации Владимир Александрович Суровцев 

Очерк "Былой войны суровые страницы" я завершил фотографией памятника воинам Русского экспедиционного корпуса. Что-то заставило, а что и не объяснить. Русский офицер со склонившим голову конём, вдали - Эйфелева башня. Именно в Париже 21 июня 2011 года в присутствии премьер-министров России и Франции Владимира Путина и Франсуа Фийона состоялось торжественное открытие памятника. Хор Сретенского монастыря исполнил марш экспедиционного корпуса "Коль славен". Величественная музыка Бортнянского прозвучала в самом центре Парижа. Многочисленные гости, пресса и телевидение. И скромно стоящий поодаль скульптор - Владимир Александрович Суровцев. Его работы украшают площади и улицы многих городов не только России, но и всего мира. Проект памятника русским воинам победил в объявленном французами международном конкурсе. И вот так случилось, что именно с этим замечательным человеком посчастливилось познакомиться и пообщаться 16 мая в Центральном музее Вооружённых Сил Российской Федерации. Народный художник России, дипломант ЮНЕСКО, лауреат многочисленных премий и ... очень простой и душевный в жизни человек. Разговор вёлся о Русском экспедиционном корпусе. Владимир Александрович просмотрел мой очерк "Былой войны суровые страницы", одобрил ракурс памятника на выбранной для иллюстрации фотографии и на память оставил свой автограф на страничке очерка с фотографией памятника. Минуты общения пролетели быстро, позже сложились строки акростиха:

 

Париж... Громада Гран-Пале.

Аллея вдоль спокойной Сены.

Мосты, которым сотни лет -

Явления прекрасной сцены.

Туристов ждёт мемориал:

На монументе из гранита

Известный Мастер воссоздал

Картину правды подзабытой.

Влекомый долгом и судьбой

Орденоносный русский воин

И конь, товарищ боевой,

На постаменте установлен.

А на войне как на войне, -

Мгновенья редкого затишья,

Рассвет в далёкой стороне,

Этюд с конём наедине...

Как в песне, что порою слышим.