В Болховском районе назревает очередной скандал. Правоохранительные органы проводят проверку финансово-хозяйственной деятельности Болховского дома-интерната для детей с физическими недостатками.
Предварительные итоги проверки пока не комментируют. Но уже сейчас понятно, что ситуация в этом детском учреждении не самая лучшая.
Сегодня в Болховском районе тема дома-интерната - одна из самых обсуждаемых. Понятно, что дело в отсутствии достоверной информации, слухи ходят разные. Все, с кем беседовал корреспондент «ПР» (даже вполне компетентные люди), говорили, что «все всё знают, но по правды никто не скажет». Информацию пришлось собирать по крупицам.
Дом
Болховский дом-интернат для детей с физическими недостатками был создан в 1943 году. В 1986 году директором интерната стала Мария Леонова. Она возглавляла учреждение до последнего времени.
Воспитанников привозят сюда со всей России. Большинство детишек - из неблагополучных семей. От кого-то отказались родители, кого-то подбросили. Все эти дети имеют врожденные заболевания или физические ограничения. Сейчас в доме-интернате находятся 63 ребенка.
Детям полагается пятиразовое питание. По нормам в рационе должно быть мясо, фрукты, соки. Каждый год для воспитанников должны приобретаться одежда, корсеты, инвалидные коляски, ортопедическая обувь.
В 2007-2008 годах на капремонт дома-интерната были выделены громадные деньги - около 34 млн рублей. Часть денег пошла на облицовку здания кирпичом, между старым и новым корпусами возвели переход из высокопрочного пластика. Переход с обеих сторон оборудован лифтами.
Жалоба
По информации «ПР», в декабре 2009 г. в ОВД по Болховскому району поступила жалоба. В ней сообщалось, что в доме-интернате не все чисто. Якобы имели место хищения, в числе перечисленных фактов фигурировали стройматериалы, закупленные для дома-интерната в 2007-2008 гг.
После жалобы в интернат в сопровождении двух понятых пришел сотрудник отдела по борьбе с экономическими преступлениями ОВД по Болховскому району. В бухгалтерии была изъята документация за 2007-2008 годы. После Нового года сотрудников учреждения начали вызывать в ОВД для дачи объяснений. В их числе были завхоз и бухгалтер. Помимо вопросов по стройматериалам милиция интересовалась закупками продуктов питания.
Пока шла проверка, директор Мария Леонова ушла на больничный. 15 марта 2010 года в интернат пришли с проверкой сотрудники районных органов опеки и попечительства. В тот же день Леонова написала заявление об увольнении.
Вот только несколько фактов, которые фигурировали в результатах проверки:
- в доме-интернате отсутствует пропускная система;
- условия содержания воспитанников не соответствуют нормам (комнаты требуют косметического ремонта (обои оторваны либо стерты), прикроватные коврики и стулья отсутствуют, тумбочки есть не у всех);
- постельное белье ветхое, грязное;
- в комнатах нет графинов, коридоры не оборудованы емкостями для воды (дети вынуждены ходить в столовую);
- переход между зданиями на момент прихода комиссии был закрыт, дети ходили через двор;
- из четырех ванных комнат закрыты две, а в тех, что работают, установлены старые смесители, не имеющие шлангов для душа;
- в туалетах нет туалетной бумаги, на раковинах - мыльниц и мыла;
- у некоторых воспитанников верхняя одежда последний раз закупалась в 2005-2007 гг.;
- в пищеблоке отсутствуют кухонные доски;
- из 126 наборов посуды, положенных воспитанникам, в наличии есть только 35;
- в продуктах, поступающих для приготовления, недовес составляет 100-300 граммов.
Кроме того, в 2009 г. по рекомендации врачей каждый воспитанник должен был получить полагающиеся ежегодно корсеты, инвалидные коляски, костыли. На момент работы комиссии ничего этого сделано не было. Результаты проверки были направлены в милицию, прокуратуру, областное управление соцзащиты.
Мертвые души
Во время командировки в Болхов корреспондент «ПР» попытался пообщаться с воспитанниками дома-интерната. Дети говорили: «Мы ничего не скажем, нам здесь жить». Но нам удалось пообщаться с людьми, скажем так, имеющими к дому-интернату прямое отношение. Они поставили нам одно условие: полная анонимность. Нам говорили, что когда шел капремонт, во дворе дома одного из руководителей дома-интерната появилась гора облицовочного кирпича. Совпадение? Возможно.
В частных беседах дети признавались, что видели, как сотрудники интерната выходят с территории учреждения с огромными коробками с продуктами. Может, показалось? Может быть.
А вот работа комиссии в доме-интернате представляла собой целый детектив. В первый день, 15 марта, они пришли неожиданно. И их пустили. Но потом работе комиссии стали препятствовать. Вначале под предлогом того, что Мария Леонова уволилась, а потом вмешался высокопоставленный чиновник из Орла.
В первый день комиссия обнаружила в одной из комнат под одеялом двенадцатилетнего мальчика-инвалида. Он плакал. И сказал, что о нем забыли. Он был голоден и плохо себя чувствовал. Воспитатель зашел в комнату лишь тогда, когда на это обратили внимание члены комиссии. После ухода комиссии детям спешно выдали просроченные средства гигиены, а того «забытого» мальчика-инвалида вечером увезли в больницу.
В 2006 и 2008 годах в доме-интернате умерли двое его воспитанников. Но информацию в банк о закрытии их счетов администрация интерната не предоставила. Более того, как стало известно «ПР», кто-то из сотрудников дома-интерната до сих пор проявляет интерес к процентам, которые «набегают» на счета умерших детей.
Почему же молчат дети? Возможно, причина в том, что администрация интерната имеет право направить воспитанника в психбольницу. Если, с ее точки зрения, ребенок начинает вести себя неадекватно. Дети «психушки» боятся как огня, и администрация об этом знает.
20 тысяч рублей
В Болховской центральной районной больнице факт поступления к ним мальчика-инвалида из дома-интерната подтвердили. Его привезли 15 марта в 23.00. Из больницы ребенка выписали через четыре дня. Диагноз мы не сообщаем из этических соображений. Однако если бы за мальчиком ухаживали, этого могло не произойти.
Что касается процентов, «набегающих» на счета умерших детей, то этот факт подтвердили в администрации Болховского района.
По информации «ПР», среди документов, изъятых милицией в бухгалтерии дома-интерната, есть накладная и счет-фактура на покупку компрессора для холодильной установки стоимостью 20 тысяч рублей. Продавцом значился болховский предприниматель Александр Б. Попытки милиции увидеть это чудо-устройство были безрезультатны. Когда предпринимателя вызвали для дачи объяснений, он сообщил, что никакого компрессора дому-интернату не продавал. Корреспондент «ПР» разыскал Александра Б., и тот еще раз подтвердил свои слова.
Во время встречи с корреспондентом «ПР» завуча Аллу Коргину (она временно руководит интернатом) продолжал волновать только один вопрос: кто конкретно написал жалобу в милицию. А вот о нарушениях, выявленных органами опеки и попечительства, она предпочла не распространяться.
Эпилог
Результаты проверки, проводимой прокуратурой, будут озвучены через несколько недель, - сообщил «ПР» прокурор Болховского района Дмитрий Розенберг. - Если будет выявлен состав преступления, материалы будут переданы в милицию. Не исключена возможность, что и в Следственный комитет. На сегодняшний день проверяется то, как дети обеспечивались одеждой и продуктами.
Александр Алоян «Просторы России» № 16 от 21.04.2010