"...наше будущее тяжелее прошлого и пустее настоящего..."
Ключевский Василий Осипович. Историк. Мыслитель.
Галицко-русский учёный Денис Иванович Зубрицкий (р.1777г.-ум.1862г.) В своём известном сочинении о Славяно-Русской народности писал, что Славяно - Русский Мир разделился на два мира: 1 Русский и 2 Лядский. Первым, управляли потомки Рюрика, а вторым, потомки Пяста. И оба мира распались на множество удельных и меньших княжеств, которые оставались собственностью господствующих родов: на Руси - Рюриковичей, а в Польше - Пястовичей. Причём они ссорились, мирились, воевали и дружили друг с другом. Русский мир делился на две системы: Первую - состоявшую под монгольским владычеством - Русь, и Вторую - Литовскую Русь. В первой системе московские князья боролись с Тверской линией Рюриковичей за Великокняжеское Достоинство; пытались низвергнуть монгольское Иго, стемились покорить себе единородные княжества, усмирить своевольную республику Новгорода, уничтожить оцепенение перед долговременным татарским рабством; совсем по другому устраивалась Западная Русь - Литово-Русская держава.
Династия Гедеминовичей в Литве славилась Завоевателями: Гедемин, Ольгерд, Кейстут, Витольд... Они оружием завоевали многие русские земли, а затем, через вступление в браки с русскими княжнами сроднились с Рюриковичами. Гедеминовичами было принято русское вероисповедание, русский язык и обычаи, то есть они совсем обрусели. Образовался тесный союз между Рюриковичами и Гедеминовичами.
Они согласно между собой воевали против тив Прусских крестоносцев, Поляков, Венгров и даже освободили Западную Русь от татарского данничества. Зубрицкий Д. пишет, что в окрестностях Гродна, Вильна, Новгородка, Минска, Полоцка никогда не данничествовали татарам и по этой причине, эта территория называлась Белой Русью. От высшего литовского сословия до простолюдина народ был христианами по греческому образцу. Миндовг (основатель Литовского государства), Ольгерд были христианами. Вильно был населён русскими. Римские монахи врут о многочисленных костёлах (католических храмах). Только со времён Ягайло в 1386г., когда он был "перекрещён" из греческого в католическое христианство и появилось в Литве публичное, римское богослужение. Но это, в основном, было Литово-русское княжество в котором проявлялись некоторые черты отличавшие Литово-Русское княжество от Московского: например Рюриковичи продолжали княжить на своих местах, после завоевания Литвой, но на положении "вассалов" от Великого князя Литовского, неся военную службу и выплачивая ему дань ("подданщину", "посощину", "полетнее" в зависимости от территории...
Литово-Русское Княжество было соединением волостей, владений, земель, объединённых только подчинением Верховной Власти Великого Князя Литовского, которым становились литовцы благодаря силе, поддержке других князей, сочувствию населения (не было права "наследования", как в Московии и дележа Княжества между потомками, за "исключением"). Не нарушались права собственности. Областные княжения доставались не по Праву или Обычаю, а по Усмотрению Великого князя, основывающемся на личных качествах претендентов, и государственных интересах, а также по пулярности среди населения. Существовали выборы "должностных" лиц, выборы в Сеймы ("парламенты"), выборы архиепископов, игуменов и т. д. Другим было административное деление и управление особенно до Унии с Польшей. Интересно, что некоторые княжества и князья служили как Литве так и Москве, что объяснялось общими врагами (Татары и Запад ), личными обидами. Так Любутск (на границе Тульской и Калужской "областей" с территорией то же "Переходил". Мценск входил с территорией в Литве - во Мценский повет (округ), а в Руси в Карачевское Княжество. Князь Хотетовский в Литве, оказался военнослужилым землевладельцем. Московские бояре жаловались Литве (1490 Г.), что Князья: Одоевские, Воротынские, и Белёвские с их детьми служили на "обе стороны". Так было и в других местах Верхнеокской Украины. В 1500 г. "от нужды в вере" предался Великому князю Московскому вместе с иными боярами Мценскими и князь Хотетовский. В общем "демократия".
Как писал Любавский М.К. Характерной чертой феодализма в средние века было раздробление государственной власти и соединение её с Землевладением. Причём существовала иерархия государей-правителей. Наивысшим Государем Руси от которого получали власть на Руси - был Царь Ордынский, рассматривающий Русь, как свой Улус. Ниже его были Великие Князья: Владимирский, Московский, Тверской и Рязанский получавшие от царя Ярлыки на Великое Княжение со всеми территориями. Всё это, обычно передавалось по Праву наследования. Под Великими князьями были Удельные, а ещё ниже бояре-землевладельцы, и церковные учреждения-землевладельцы, пользовавшиеся государственными правами Суда и Сбора налогов в своих имениях.
Так многообразна была Русь в то время. Вообще,Всё то,что произошло с Русью - это завершение татарами дела своих предшественников-печенегов и половцев.
До татар в Нашем Крае - в Верховьях Десны и Оки и их притоков (Конечно реки-НУГРЬ с притоками) Встречается только одно-Козельское Княжество. После татарского нашествия, в 13 -14 в.в. возникает несколько уделов, причём, они сохраняются в Земле Вятичей при потомстве Святого Михаила Всеволодовича (умер.1246г.). Кроме старшего сына Ростислава удалившегося на Дунай Князем Магвы и Босты, остальные сыновья Святого князя Михаила получили уделы:
- Роман княжил в Брянске и владел Черниговом;
- Семён владел Глуховом и Новосилем; от него отделились:
Белёвский, Одоевский, и Воротынский уделы - все они остались в потомстве Семёна Михайловича;
- Четвёртый сын Святого Михаила Всеволодовича Владел Карачевом и от этого удела отделились в последствии уделы:
Козельский; Мосальский; Перемышльский; Звенигородский; Болховский оставшиеся в потомстве Мстислава Михайловича...
Вот сколько уделов образовалось в Земле Вятичей за время непосредственно следующее за татарским вторжением.
Бесценным, с точки зрения информации, этого периода является Любецкий Синодник (Синодик, -поминальник, книга,в которую вписывали имена умерших, для поминовения их на церковных службах) с комментариями Архиепископа Черниговского - Филарета. Здесь он пишет, что при разделе своего удела Мстислав Михайлович к двум уделам: Карачевскому и Козельскому были присоединены - Мосальск, Перемышль и может быть Болхов, что видно по родословным, Потомство Мстислава разветвляется на: Карачевских, Мосальских, Хотетовских, Козельских, Перемышльских, Горчаковых, Елецких, Звенигородских, и Болховских князей.
Так же он (Филарет) отмечает, что Князья Болховские, хотя и происходят от Мстислава Михайловича Карачевского, но НЕ через сына Андрея Звенигородского, а через другого его сына Тита Мстиславовича Козельского. У последнего был сын Святослав Титович, внук Святослава Святославовича и правнук Ивана Святославовича Болха бывшего на уделе в Болхове и получившего прозвище от него - Болх (Водоворот). От старшего сына Ивана Святославовича - Александра Святославовича происходят Князья Болховские.
Примечания:
1. "Кочевники Кипчака" ("половцы" ) были вытеснены татарами со "своих" земель и частично ушли на Балканы, частично добрались до Египта. Где дали: Султанов,Эмиров, составили большую часть армии, гвардии, были обличены первыми должностями государства и показали себя верными защитниками Ислама.
2. Вообще наш край был издревле заселён балтскими племенами,как местными (верхнеокскими) так и пришедшими с Вислы со славянами - вятичами и другими балтами. Все они даже имели название - Голядь.
3. Русь в зависимости от территорий,их места и других причин, носила названия: Белой, Чёрной, Червоной, Малой, Великой.
Литература:
1. Ключевский Василий О. Афоризмы,мысли об истории. С- П. 1891 г.
2. Любавский М. К, Русская колонизация " Алгоритм " 2014 г.
3. Дашкевич Н.П. Княжение Даниила Галицкого.Киев. 1873 г.
4. Любавский М.К. Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской Унии
включительно. Московская Художественная печатня. 1915 г.
5. Седов В. Голядь. Вильнюс. 2000г.
6. Любавский М. К. Областное деление и местное управление Литовско- Русского
государства ко времени издания первого литовского статута. Москва 1892 г.
7. О черниговских князьях по Любецкому Синоднику и Черниговском княжестве в
татарское время. Изследование Р. Вл. Зотова С.-Петербург. 1892 г.
8. Материалы для Словаря древнерусского языка по пиьменным памятникам. Труд
Срезневского И.И.. С.-Петербург. 1912 г.
9. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар.Монография П. Голубовскаго. Киев.
1884 г.
10. Сочинение Дениса Зубрицкаго. Вместо четвёртой части галичской истории." Аноним
Гнезненский и Иоанн Длугош". Львов. 1855 г.