Партнеры
07
Сб, дек

Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
ImageКорабли как люди, у каждого своё имя и своя судьба. Ведёт судьба по маршруту, то по прямой, а то вдруг зигзагами. То тишь да гладь, то ветра штормовые и что уготовано через мгновения - одному Богу известно. Швыряет морская стихия корабль, словно щепку малую, из стороны в сторону и грозит неминуемой гибелью. Так было испокон веков, есть и будет всегда... И без имени кораблю никуда, не плот безымянный, как-никак. Непростое дело рук человеческих, а если присмотреться, то все достижения технической мысли отражены в нём, как в зеркале. Сварка корпуса, монтаж ходовой установки, вплоть до атомной, новейшие системы управления и навигации и ещё много-много всякого сверхсовременного, что и выговорить трудно. А как венец - имя на борту! В добрый путь, семь футов под килем!
 
Бывают корабли-воины, корабли науки, корабли-труженики. Среди них эскадренный миноносец "Капитан Юрасовский", научно-исследовательское судно "Академик Николай Страхов" и теплоход-сухогруз "Иван Переверзев". Военный корабль, научное судно и работяга - сухогруз. Что их объединяет? Имена, конечно же имена... Наших земляков-болховчан.
 
Image 
 
Константин Константинович Юрасовский.

Эскадренный миноносец "Капитан Юрасовский" назван в честь капитана 2 ранга Константина Константиновича Юрасовского, уроженца болховской земли, героически погибшего во время русско-японской войны. 31 марта 1904 года эсминец "Страшный" под его командованием принял неравный бой с шестью японскими кораблями и героически сражался полтора часа. Полтора часа ада, погибших артиллеристов заменили машинисты и кочегары. Не спустив Андреевского флага, корабль погрузился в морскую пучину. В живых из экипажа осталось пятеро матросов, остальные пали смертью храбрых вместе со своим командиром. Император повелел присвоить имена офицеров героического эсминца новым кораблям. И ещё, случай уникальный в двадцатом веке, повелением императора в память подвига отца его сын Денис был зачислен в Морской кадетский корпус в младенческом(!) возрасте.
 
Image

Эсминец "Капитан Юрасовский"

Построенный в 1906 году в германском городе Эльбинге, на верфи Фридриха Шихау, эсминец отправился в Россию. В разобранном виде, по железной дороге, через всю огромную страну. Во Владивостоке немецкими специалистами корабль был собран и вошёл в боевой состав Сибирской флотилии. Российской казне эсминец обошёлся в 605 тысяч рублей. Свыше десятилетия корабль оберегал наши дальневосточные рубежи. В 1917 году эсминец "Капитан Юрасовский" отправили на Север, предстояло усиление флотилии Северного Ледовитого океана, борьба с немецкими подводными лодками. После революции, вражеской интервенции на Мурмане и Гражданской войны, "Капитан Юрасовский" вместе с эсминцем "Лейтенант Сергеев" в 1920 году включён в состав Морских сил Северного моря. С этих кораблей и начинался Северный флот, в морской авиации которого мне довелось прослужить полтора десятилетия.

Image
 
Николай Михайлович Страхов

Научно-исследовательское судно "Академик Николай Страхов" носит имя советского геолога, академика Академии наук СССР и нашего земляка-болховчанина. Николай Михайлович Страхов родился 2 (15) апреля 1900 года в семье губернского секретаря Михаила Васильевича Страхова, проживавшего в доме Тарасова на Никольской улице города Болхова. Отец будущего академика служил письмоводителем в болховской гимназии и одновременно преподавал пение. И сумел привить сыну стремление к познанию нового, ранее неведомого. Николай Михайлович стал геологом, крупнейшим специалистом по современной литологии. Если по-простому, то литология - это наука, занимающаяся процессом образования горно-осадочных пород, а они, в свою очередь, составляют 3/ 4 пород всех наших материков. Речь идёт не о чём-то абстрактном, а имеет конкретное значение для всех нас. Всех жителей планеты Земля. За свои труды Николай Михайлович был удостоен Ленинской и Сталинской премий, награждён тремя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Его имя носит разлом в Атлантическом океане и научно-исследовательское судно.

Корабль был построен на верфи финского города Раума компанией "Холлминг" и спущен на воду 10 мая 1985 года.

Image
 
Закладная доска судна "Академик Николай Страхов"

"Крёстным" был не кто-нибудь, а сам легендарный полярник Иван Дмитриевич Папанин, разбивший о борт корабля бутылку шампанского. Таков обычай, правда не наш, а западный. При Петре Первом при спуске корабля производили три орудийных выстрела и корабельный мастер получал в подарок серебряную кружку. Кстати, пробка от бутылки и портрет Папанина и сейчас хранятся в каюте капитана. На сегодняшний день судном проведено свыше трёх десятков экспедиций по изучению рельефа Мирового океана. Впереди много непознанного, морские глубины неохотно раскрывают свои тайны. Результаты этих трудов - наше завтра...

Image
 
Научно-исследовательское судно "Академик Николай Страхов"

Он мечтал стать моряком, поступить в морское училище. Но не получилось, болховского паренька ждала другая судьба. Он стал актёром, да не просто, а всенародно известным и любимым. Множество ролей в театре и кино, главных и эпизодических. Играл положительных героев и не очень, приходилось создавать различные образы, вплоть до шпионов и уголовников. Но лучшими, несомненно, были роли моряков, от простых матросов до адмирала Фёдора Ушакова. Вы конечно догадались, что речь идёт о народном артисте СССР Иване Фёдоровиче Переверзеве. Да, это он сыграл главную роль в первом полнометражном цветном советском фильме "Иван Никулин - русский матрос". И роль капитана Найдёнова в фильме "Морской Ястреб" (часть съёмок фильма проходила летом 1941 года под вражеской бомбёжкой в осаждённой Одессе).

Кинорежиссёр Михаил Ромм, задумав снимать кинодилогию об адмирале Ушакове, исполнителем главной роли видел только Переверзева. Иван Фёдорович не подвёл, воплотил на киноэкране образ легендарного адмирала. Подумать только, Ушаков победил в сорока трёх сражениях, а поражений не имел! Не потерял ни одного корабля! Ни один матрос Ушакова не попал в плен...

И вот такого героя нужно было сыграть. Переверзев справился, сыграл так, что другого Ушакова мы и не представляем. Да что мы, скульпторы для памятников лепили лицо адмирала с лица Ивана Фёдоровича. 
  
ImageImage

Иван Фёдорович Переверзев

В 1984 году Херсонский судостроительный завод построил для Азовского морского пароходства два сухогруза "Борис Бабочкин" и "Иван Переверзев". Портом приписки стал Жданов, в настоящее время Мариуполь. Судно универсальное, с грузоподъёмностью свыше 13000 тонн, может перевозить генеральные, навалочные, пакетированные и любые другие грузы. Пошла морская работа по всему белому свету. А потом был распад СССР,  корабль-труженик оказался на самостийной Украине. В апреле 2001 года украинские власти переименовали судно в "Шахтёр". Чем не угодил Иван Переверзев, ума не приложу! Потом было ещё одно переименование, перед списанием в июне 2011 года. 
 
Image

Сухогруз "Иван Переверзев"

"Иван Переверзев" и "Академик Николай Страхов" ходили по далёким морям нашей планеты. Теоретически они могли встретиться... 

Вдалеке от родного причала
Бороздили моря корабли.
И однажды они повстречались,
Где тоскуют зимой журавли.

Тишь морская в момент ожила, 
Запищала морзянка в эфире.
Так порою случается в мире -
Земляков путь-дорожка свела.

Сразу стало немножко теплей:
"Как дела?" - "Да хватает работы.
Ну, а ты?" - "Всё наука, заботы".
"Перетрётся, держись веселей"

"Ну, бывай" - разошлись корабли.
Встреча в море - короткая встреча.
Два гудка, до России далече,
Где курлычут весной журавли.