Ветхозаветная Церковь ежегодно праздновала по истечении Семи Недель (Седмицы) после Иудейской Пасхи-день Пятидесятницы (т.е. 50 день), называвшийся Праздником Седмицы.
Торжество это сопровождалось разными обрядами, установленных в память того, когда Бог вручил Моисею Скрижали Завета Среди Громов и Молний и изрёк во всеуслышание, целого народа Десятисловие (ЗАПОВЕДИ). В этот 50-й день от Своего преславного Воскресения Господь наш Иисус Христос Благословил вступить в Новый и Вечный Завет и заменил Закон Благодатью написав оный в сердцах Апостолов ниспослал им Святого Духа. В Десятый день по Вознесении Господа и при наступлении Дня Иудейской Пятидесятницы, в то время когда народ стремился в синагоги торжествуя свой ветхозаветный Праздник в третьем часу до полудня в воздухе произошёл необычный шум, как бы от внезапно разразившейся бури. Шум этот-нисходивший с небес наполнил и потряс дом, где находились в горнице и молились Апостолы? появился вверху огонь, который разделялся на огненные языки и опустился на головы Благодатной Марии и каждого из Апостолов. Все они иcполнились Духа Святого и начали говорить на разных языках и наречиях. И все иудеи изумились, другие сказали, что они пьяны. И тогда Апостол Пётр сказал им, что это сбывается предсказание Пророка Иоль, который говорил (слова Господа) - на рабов и рабынь моих излью Дух мой и буду пророчествовать и покажу явления" на небеси и знамения на земли-кровь, огонь и курение дыма. И всякий кто призовёт имя Господне-спасётся. Израильтяне "Иисуса Назарея, засвидетельствованного вам от Бога "чудесами, явлениями, знамениями, и по определению Божию преданного вы взяв-убили, пригвоздив ко кресту руками беззаконных, ...Сего то Иисуса Бог воскресил… И так знайте, что Бог содеял Господем и Христом сего Самого Иисуса, которого вы распяли. "Многие спрашивали Петра, что же им Делать? Он отвечал "покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получения Дара Святого Духа. И некоторые начинали каяться и принимать крещение, и принимать даруемую Богом Благодать".
В память об этом событии Апостолы установили особый Праздник, дав ему, кроме прежнего названия Пятидесятницы (по христиански от Воскресения Спасителя и ещё и Торжеством во Славу Святой Троицы) больший по содержанию праздник, особо в честь Святого Духа просвятившего и обновившего вселенную от чего первый день Пятидесятницы - Троицын день (обычно в Воскресенье) последующий день (понедельник) - Духов День.
Церковь произносит три особые Молитвы:
В Первой взывает к Богу-Отцу; простить все грехи юности и неведения нашего и не отринуть нас во время смерти нашей, и осенить сердца наши Благодатью.
Во второй молит Господа-Сына; подать нам Дух премудрости, разума и страха Божия, для достойных молитв Ему и полезного наставления в жизни.
Третья молитва-успокоить всех умерших в надежде Воскресения и ослабить меру осуждения их и нас Благословить.
Но конечно наш народ получив обряд Праздника из рук Сергия Радонежского пошёл своим путём смешав с древними обрядами старины. И празднует в зависимости от территории проживания по разному, как у А.С. Пушкина в "Евгении Онегине":
"Зевая слушает молебен
Умильно на пучок зари
Они роняли слёзки три..."
Источники:
- Библия.
- Двунадесятые Праздники Православной Церкви. Г. Лаврентьев.Санкт-Петербург.1862г.
- Полный Церковно-Славянский Словарь Протоирей Г. Дьяченко.Санкт -Петербург1900г. ;.
Примечания:
1. Страх Божий это не боязнь наказания, Господня, Бог у христиан не наказывает (есть свобода выбора между Добром и Злом), а как бы страх обидеть престарелую мать.
2. Праздник Троицы один из весёлых Народно-Церковных Праздников ведь суть в стремлении к Благодати.