Пасхальное послание архиепископа Орловского и Ливенского Антония клиру, монашествующим и мирянам Орловско-Ливенской епархии
В канун праздника Светлого Христова Воскресения Высокопреосвященнейший архиепископ Орловский и Ливенский Антоний обратился ко клиру, монашествующим и мирянам Орловско-Ливенской епархии с Пасхальным посланием.
Сподобившиеся... воскресения из мертвых...умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии... Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы«. (Лк. 20, 35–38).
Возлюбленные о Господе мои сослужители на Орловской ниве Христовой, представители Богом нам данной власти, деятели науки и культуры, славное казачество, воины, студенты гимназий и иных учебных заведений, учащиеся Воскресных школ, все живущие здесь, в центре России — в нашей древней Орловской области!
Вновь пройдя путь Великого поста и покаяния, ныне, в светлый день Пасхи Христовой обращаюсь к вам этим вечно-живым и радостным пасхальным приветствием:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Пасха Христова — это, согласно Библии, «переход» из плена «тьмы века сего» греховного, временного — в бытие вечное, безгрешное и никогда не преходящее. Именно ради этого пришел Сын Божий Господь наш Иисус Христос, приняв плоть человеческую, чтобы «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16.). Искупление Сыном Божиим грехов наших, совершенное на Кресте за нас, грешных, есть возведение искренне верующих в Него в истинное богочеловеческое достоинство, Ангелам небесным приравненное.
Ничем иным, как только величайшей любовию Божией к Своему любимейшему (хотя и падшему) созданию, можно объяснить вышеприведенный текст Святого Евангелия. Высота Божией любви к человеку, некогда утерявшему Рай и общение с Богом, поистине превосходит всякое человеческое рассуждение, оставляя место лишь одному благоговейному удивлению и страху от прикосновения к этой великой тайне до конца нам не постижимой. Думаю, что только чистые сердцем могут понять это, ужасаясь и трепеща от великого доверия Божия к нам, и по сей день не оставляющих греховных деяний в отступлении от заповедей Божиих.
Воскресший из гроба Христос создал Церковь Свою Святую на земле для нашего спасения и мы поэтому являемся счастливыми наследниками по предстательству за нас Божией Матери и молитвам сонма святых угодников Божиих. Несмотря на многие недостатки наши, мы чаем вечного блаженства, которое они уже унаследовали святой жизнью на грешной земле. В жизни нашей временной мы много прегрешаем против заповедей Господних, но уповая на милость Его и достойно причащаясь Святых Христовых Таин, после искреннего раскаяния у духовника, чаем спасения нашего и наследования жизни безгрешной, блаженной, радостной и вечной. Эти мысли о милости Божией к нам, наполняют наши сердца особой внутренней радостью особенно ныне, в день Святой Пасхи! Последнее нами постигается в нашей искони родной и непогрешимой Святой Церкви Православной, где по-особенному раскрываются ныне для нас слова св. Евангелия: «Царство Божие внутрь вас есть!» (Лук. 17, 21).
Светлый праздник Пасхи Христовой — самый великий из всех праздников, потому что он самый спасительный для каждого из нас, для тех, кто понимает, как важно подготовить свое сердце постом и покаянием, приближаясь тем к Богу для совоскресения со Христом в жизни грядущей и никогда не скончаемой в новом мире, по Слову Его: «Се творю все новое!» (Отк. 21, 5).
Общеизвестно, что нет в нашей земной жизни вопроса более важного чем о смысле жизни и смерти человека, с самого детства нас волнующего. Ответ на этот вопрос мы можем найти только в Библии: там он раскрывается просто и легко, потому что причиной нашего существования, естественно является наш Творец и Вседержитель, «везде всё и вся исполняющий» для вечного блаженства человека в Царствии Небесном. Сфера же обитания Бога никогда не имела начала, никогда не прекращалась и никогда не прекратится. Вот в какой прекрасный мир обитания нашего мы приглашены Воскресением Христовым, искупившим то, что мешало нам туда войти — первородный грех, через Адама в нас вселившийся, но ныне кровью Христовой нас — исцеливший! Пасха Новозаветная представляет для человечества важнейшую дилемму: либо остаться с обольстителем диаволом, либо жить во Христе и со Христом в Его Святой Церкви одновременно и земной и небесной. Итак, смысл жизни и смерти раскрывается—только во Христе Спасителе нашем, явленном по божественной любви к нам и добровольным страданием за грехи наши искупившим нас для наследования нами Его светлого Божественного мира, изначально для нас уготованного.
Наша субстанция телесная, омрачена грехом и потому постоянно разрушается и возрастом и болезнями; душа же, Творцом и Богом дуновением Его Божественным вложенная в безжизненное тело Адама — вечна, божественна и прекрасна (Быт. 2, 7). Поэтому и говорится в Св. Евангелии, что даже весь мир видимый не стоит её или, по святому Иоанну Лествичнику «весь мир не стоит одной души, потому что мир преходит а душа нетленна, и пребывает во веки» (Слово к Пастырю гл. 13, ст.17).
Воскресением Христовым диавольская доктрина противления Богу, заложенная в человека диаволом — пала, как спадают оковы с узника. Мы стали свободными от неё, но не свободны от греховных соблазнов, распространённых губителем рода человеческого по земле. Св. Церковь Христова есть спасение наше, предохраняющая нас от окончательного падения и гибели, однако при этом, как я уже говорил, сами мы делаем выбор: служить — Богу или его антиподу — диаволу. Отчуждение от Бога есть вечная смерть, но не в том заключающаяся, что после нее ничего уже не будет для умершего, а в том, что за гробом душа человека окончательно обретает свое новое бытие или с Богом, или в тенетах, уготованных Богом для диавола, и его последователей.
Только в Боге человек раскрывает себя как разумная частичка всего мироздания, предназначенная для жизни вечной, а не только земной, временной. Соблазн противления через грехопадение в раю удалил человека в тенеты вечной пропасти, но Сыном Божиим, человек совоскрес Воскресением Христа и стал, как благоразумный сын, наследником тех благ первоначальных, которых некогда лишился (Лук. 15: 11-32). Если Бога в душе — нет, то перед необъятной вечностью он всего лишь жалкое мгновение в этом земном мире, а по существу—вечная игрушка в руках сатаны во тьме мрака и ада вечного после смерти.
Когда воля человека порабощена диаволом, он способен на самые страшные преступления, чему к сожалению мы свидетелями ныне являемся, включая телевизор или выходя на улицу. Самое удивительное, что даже самая душеубийственная машина зла противления Божиим элементарно—понятным заповедям, набравшая силу в те сатанинские времена богоборчества в нашей стране, сегодня безбоязненно продолжает свое дело деградации всего нашего общества, совершенно безразличного к возрождению искони наших культурных традиций общества, некогда духовно—нравственного и цивилизованного. Если мы не будем возвращаться к своим духовным нравственным критериям, то не будет будущего ни у нас, ни у детей наших, подвергающихся той же недавней атеистической пропаганде, которая порождает самые страшные последствия негативных явлений в криминальной и иных сферах жизни. Св. Апостол Павел говорит нам: «Отвергнем дела тьмы и облечемся во оружие света. Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» (Рим. 13, 12-13; 14, 16-18). Жизнь прекрасна тогда, когда мы назидаемся Святым Евангелием, Святыми Отцами церкви и духовно укрепляемся Святыми Тайнами, установленными для этого самим Христом и Спасителем нашим. Каждый, внимающий этим установлениям, способен устроить добрую, хорошую и радостную жизнь для себя, своих детей и близких, помня слова Спасителя: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 22, 4). В настоящее время, есть множество всяких «вер» и всевозможных сект, искажающих учение Христово и ведущих к одной цели — к возвращению к древне-языческому многоверию. Многие за ради личного прибытка преследуют цель не собирать, а расточать искони Православное Христово наследие, отторгая многих от единой Матери Церкви. Под предлогом якобы «истинного благочестия» которое является ничем иным, как фарисейством нового типа, таковые горе-проповедники вместо самосовершенствования и личного духовного подвига, занимаются лишь обличением недостатков своих ближних, погружая тем в трясину раскола самих себя и тех нестойких в вере, которые подобных глашатаев слушают. Растление греховное и гибель души всегда начинаются из-за отпадения от своей Матери — Церкви. О тех, кто отделяет себя от соборности церковной, не признавая церковного начальства, в 6-м правиле «кормчей» сказано так: «аще кто... о себе собирается, да будет проклят» (Притч. 16, 25).
К нашему стыду, когда в школах открылась возможность преподавания детям «Основ Православной культуры», наряду с другими предметами, многие родители выбирают для своих детей любые предметы атеистического направления, но только не Православия. Пройдет еще не мало лет, когда одумаемся и наконец поймем, как важно для наших русских детей православное воспитание. Самая же наилучшая школа для детей — это посещение ими храма Божия, где сама Благодать Божия — их духовное просвещение.
Божиею Милостию, у нас появилась возможность ныне восстанавливать полуразрушенные храмы и монастыри. Св. Успенский монастырь в Орле, благодаря заботе о.Наместника и одного предпринимателя по благословению схиархимандрита Илии (Ноздрина) начинает преображаться: возможно строительство и еще одного храма на его территории. Требуется активная помощь верующих в восстановлении великой древней святыни — Св. Троице-Оптиной женской обители в Болхове. Разработаны перспективы по окончанию строительства колокольни при Богоявленском соборе и возведению новой колокольни при соборе Смоленском. В связи с предстоящим 110-летием Св. Иверского храма, ведутся роботы по внутреннему его благоукрашению. При всех храмах организованы Воскресные школы.
Молю Нашего Пастыреначальника и Господа о всестороннем возрождении нашей епархии и благодарю наших благодетелей, жертвующих во Имя Господа свою лепту в это богоугодное и святое дело во спасение души своей. Будем молиться, чтобы Господь просветил нас светом Своего Воскресения и даровал нам, верным чадам Его Святой Церкви, по силе возможности и далее проявлять заботу о наших храмах и монастырях, не забывая о наведении должного порядка в них, улучшении церковного пения и создания детских хоров для участия в богослужениях. Приглашаю всех Орловцев оказывать помощь и принимать активное участие в наведении должного порядка и чистоты как в самих епархиальных храмах, так и на их территориях, заботясь об озеленении и насаждении цветов. Храм — это есть наш любимый дом, угодный Господу и освящающий нашу жизнь на земле для подлинного счастья здесь и наследования Царства Небесного в Вечных Обителях.
В заключение, сердечно поздравляю Вас, дорогие мои сомолитвенники со светоносным и спасительным праздником Пасхи Христовой и призываю на всех моё Архипастырское Благословение с пожеланием многой и премногой всем Пасхальной радости, ибо
ВОИСТИНУ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !