На выставке ретро-автомобилей привлекла внимание жителей автомашина по внешнему виду напоминающая Лендлизовский "Виллис". Однако это наша отечественная автомашина, -легендарный ГАЗ-67 – маленький армейский трудяга. В армии данный автомобиль получил очень большое количество прозвищ, среди которых можно отметить: «козлик», «козел», «блоха-воин», «пигмей», ХБВ (хочу быть «Виллисом), «Иван-Виллис».
К 1943 году коллектив под руководством Грачева усовершенствовал ГАЗ-64 и на фронт пошел модернизированный автомобиль ГАЗ-67. Во время испытаний за 5 (!) дней ГАЗ-67, буксируя противотанковую пушку ЗИС-3, прошел по проселкам и разбитым булыжным дорогам 2200 км. Ходовая часть орудия была разбита почти целиком, ГАЗ-67 же почти не пострадал и, исключая мелкие поломки, прекрасно выдержал трудную дорогу.
Вездеход с довольно мощным мотором в 54 л.с. получился поистине универсальным. По твердому грунту он мог взять подъем в 45 градусов, благодаря не бывало высокому динамическому фактору. Автомобиль без подготовки проходил 55-сантиметровый брод, а с предварительной подготовкой — так и все 80 см глубины ему были нестрашны. Грязь, снег, глубокие, почти полуметровые колеи — все было ему нипочем. Двигатель, а это, по большому счету, модернизированный Форд конца 1920-х годов потреблял бензин абсолютно любого качества, даже смешанный с соляркой или маслом. Тем не менее, автомобиль мог развивать по шоссе почти 90-километровую скорость, что по тем временам было весьма солидно для советских машин.
Конечно же, за годы войны ГАЗ-67 выпустили немного — всего 3137 единиц.
Интересен и первый советский лимузин, автомобиль ГАЗ М-1 (марка расшифровывалась как «Молотовец-1»), официальное название не прижилось: водители называли машину просто «Эмка» или «Эмочка».
фото Дениса Никишина