Лжепророчество Общества
"Сторожевой Башни".
Рассказов А.М.
Общество Сторожевой Башни неоднократно объявляло конец света, но, к сожалению, из-за невозможности достать старые публикации Общества это трудно доказать[1]. Но увидеть человеческий характер богословия Сторожевой Башни и выявить её лжепророческую сущность можно и из тех журналов, которые до сих пор распространяются Свидетелями Иеговы.
До 8 ноября 1995 года общество "Сторожевой Башни" обещало своим верующим, что люди родившиеся в 1914 году доживут до Армагеддона. При этом чем больше времени проходило после 1914 года, уверенность в этом у теологов "Сторожевой башни" всё уменьшалась.
В издании 1968 года можно встретить следующую цитату:
"Сегодня живут ещё люди, которые в 1914 году были уже достаточно взрослыми, чтобы наблюдать, что происходило, и которые, поэтому, ещё и сегодня помнят это. Это поколение стало теперь довольно старым. Многие, которые принадлежали к этому поколению, уже умерли. Но Иисус сказал очень ясно. "Это поколение" не прейдет ни в коем случае, пока не произойдёт всё это… (НМ) Некоторые лица, которые принадлежат к этому поколению, доживут до конца этой злой системы. Это означает, что конец должен прийти в недалёком будущем! (Псалом 89:10 [90:10 НМ]) Поэтому ты должен непременно предпринять теперь что-либо, если ты не хочешь быть унесённым вместе с этой злой системой" [курсив мой А.Р.][2].
Как видно из этой цитаты, Общество от лица самого Иисуса Христа обещало[3], что поколение 1914 года доживет до Армагеддона. При этом указывается, что доживут не только родившиеся в этот год, а даже те, кто: "в 1914 году были уже достаточно взрослыми, чтобы наблюдать, что происходило, и которые, поэтому, ещё и сегодня помнят это".
Когда же стало очевидным, что от людей способных помнить о событиях 1914 года[4], уже почти никого не остаётся, Общество стало писать о "некоторых людях, которые жили в 1914 году", а это и младенцы: "Как же долго продлиться период последних дней? Об этом знаменательном периоде, в который с 1914 года люди испытывают, "начало бедственных мук", Иисус сказал следующее: "Не прейдет род сей, как все сие будет" (Матфея 24:8, 34-36). Таким образом, все признаки последних дней должны произойти на протяжении жизни одного поколения - поколения 1914 года. Некоторые люди, которые жили в 1914 году, будут ещё живы, когда этой системе придет конец. Сейчас этому поколению людей уже очень много лет, и это указывает на то, что осталось совсем немного времени, как Бог положит конец существующей системе вещей" [курсив мой А.Р.][5]. Но включая в круг поколения 1914 - го всё большее количество людей, тон в изданиях не ослабевает. Общество уверенно заявляет о том, что это поколение доживёт до конца.
Во всех журналах "Пробудитесь" (до 8 октября 1995 года) на странице 4 (смотрите сноску) от лица Бога обещалось: "Самое же важное то, что этот журнал укрепляет доверие и в обещание Создателя установить мирный и безопасный новый мир ещё при жизни поколения, испытавшего происшествия 1914 года" [курсив мой А.Р.].
В изданиях очень настойчиво проводилась эта мысль:
"Однако это время конца должно быть сравнительно коротким промежутком - оно продлится всего лишь одно поколение. (Луки 21:31,32). Прошло уже 80 лет после 1914 года, и это говорит о том, что вскоре мы можем ожидать освобождения, которое принесет царство Бога. Это значит, что мы увидим, как "уничиженный между людьми" - Иисус Христос - возьмет полную власть над "царством человеческим" и установит спокойный и справедливый новый мир (Даниил 4:14)"[6].
Сейчас же, когда после 1914 года прошло более 80-ти лет и от поколения 1914 года остается все меньше и меньше людей, Общество, увидев, что очередное её лжепророчество не исполнилось, решило, как это делалось всегда изменить свои доктрины. Теперь в журналах говорится, что на Общество пролился новый свет, и что слово "поколение" имеет не много другое значение, а не то о котором писалось раньше. Но это всего лишь попытка уйти от ответа за своё лжепророчество. Ведь Общество ясно утверждало, что именно люди родившиеся в 1914 году увидят конец:
"Однако многие из тех, кто исследовал значение 1914 года, нашли основание надеяться на лучшее будущее. На протяжении десятилетий Сторожевая Башня объясняла, что в 1914 году человечество испытало нечто, что названо "началом болезней". Это выражение является частью великого пророчества Иисуса Христа в отношении событий, которые должны предшествовать концу человеческой злой системы (Матфея 24:7,8). Сегодня небольшое число людей все еще может вспомнить о тех драматических событиях 1914 года. Пройдет ли это преклонное поколение, прежде чем Бог спасет землю от уничтожения? Согласно библейскому пророчеству - нет" [курсив мой А.Р.][7].
Теперь в современных журналах "Пробудитесь!" выше процитированная фраза на странице 4 (см. сноску) звучит так: "Самое важное то, что этот журнал укрепляет доверие и в обещание Создателя установить мирный и безопасный новый мир, который вскоре (вместо: "ещё при жизни поколения, испытавшего происшествия 1914 года") заменит нынешнюю беззаконную, порочную систему вещей" [курсив мой А.Р.].
Не понятно, каким образом журнал может укреплять доверие в обещание Создателя, если он вначале от лица Бога говорит одно, а потом другое. На этом примере можно воочию убедится, как легко Общество Сторожевой Башни способно от лица Бога произносить ложь, а потом делать заявления: ну, мол, это была ошибка людей. Эти объяснения невразумительны хотя бы потому, что Иисус предупреждал не заниматься вычислением даты конца, и хотя Общество на этот раз не называло точной даты, но с полной уверенностью указывало на промежуток, когда это должно было произойти.
В одной из своих многочисленных бесед со Свидетелями Иеговы я как-то привел такой пример: "Давайте я буду утверждать, что до тех пор как мы закончим наш разговор - произойдет армагеддон". На что один из братьев сказал мне, что это не по Библии, ссылаясь на библейские стихи. Когда же я привел ему все то, о чем написано выше, то он стал как-то невнятно оправдывать Общество, даже не понимая, что в сущности между моим заявлением и заявлением Общества не было разницы. В конце концов после беседы армагеддон не свершился и я тоже мог бы отмазаться "новым светом" и тому подобными аргументами. Пользоваться которыми впервые стали не приверженцы Рассела, а множество других организаций существовавших до Свидетелей Иеговы и примерно также отмазывшиеся от своих лжепророчеств.
Попытка уйти от ответа тем, что постепенно в пророческих видениях открывался истинный смысл слова Божьего, несерьезен хотя бы потому, что пророчества как таковые прекратились, как об этом говорил Господь: "Закон и Пророки - до Иоанна: с того времени Царство Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него" (Лк. 16:16). А также кроме Свидетелей Иеговы и Адвентистов седьмого дня[8] о глобальном значении 1914-го года для христиан никто (в том числе и Иисус) не учил.
В воспоминаниях Реймонда Франца (бывшего члена "руководящей корпорации (совета) Свидетелей Иеговы) есть описание того, как некоторые из членов руководящего совета хотели изменить понимание 1914 года, чтобы сделать его более соотвествующем действительности, но тогда у руководящего совета не было желания что-либо пересматривать:
До Бруклина дошли сообщения, что Шредер говорил другим о том, что слова «род сей», произнесенные Иисусом в Матфея 24:34, относились к поколению «помазанных» и что пока кто-то из них остается в живых, «род сей» не прейдет. Это, конечно, противоречило учениям организации, и Руководящий совет не уполномочил его делать подобные заявления.
По возвращении Шредера вопрос об этом был поставлен на обсуждение, а предложенное им толкование отвергнуто; было решено, что в ближайшем номере «Сторожевой башни» в рубрике «Вопросы читателей» необходимо еще раз подтвердить общепринятое в организации учение о «роде сем». Интересно, что в адрес члена Руководящего совета Альберта Шредера не прозвучало никаких нареканий или упреков за самовольное высказывание в Европе точки зрения, противоречащей общим взглядам.
Вопрос вновь возник на заседаниях, состоявшихся 6 марта и 14 ноября 1979 года. Поскольку все внимание было сосредоточено на этом предмете, я сделал ксерокопии первых 20 страниц материала, присланного старейшиной из Швеции, где подробно рассматривалась история хронологических изысканий и указывалось фактическое происхождение вычислений, связанных с 2520 годами и 1914 годом. Каждый член Руководящего совета получил такую копию. Материал целиком не обсуждался, обговорили только отдельные замечания.
Лайман Суингл, как глава писательского отдела, уже был знаком с этим материалом. Он обратил внимание Руководящего совета на некоторые категоричные, настоятельные утверждения, опубликованные в «Сторожевой башне» за 1922 год, зачитав их вслух. Он сказал, что в 1914 году он был слишком мал (ему было четыре года), чтобы о нем помнить, но хранит в памяти все обсуждения у себя дома в связи с 1925 годом. Затем он сообщил, что знает о происшедшем в 1975 году и что лично он предпочитает, чтобы его больше не вводили в заблуждение относительно нового срока.
Во время заседания я указал на то, что 607 год до н. э., принятый Обществом в качестве точки отсчета, не имел под собой никаких исторических оснований. Что касается 1914 года и поколения, жившего тогда, у меня был вопрос: если традиционное учение организации истинно, как вообще можно применить к людям, жившим в 1914 году, сказанные в той же самой ситуации слова Иисуса: «Так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» и «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». Публикации постоянно утверждали, что эти слова начали сбываться с 1914 года для тех христиан, которые жили в 1914 году. Но если это так, то к кому из них они относились? К тем, кому было 50 лет? Но им, если они еще живы (к моменту обсуждения, к 1979 году), должно быть по 115 лет. К тем, кому было 40 лет? Им было бы 105 лет. Даже тридцатилетним к 1979 году исполнилось бы уже 95, а тем, кто а 1914 году только что вышел из подросткового возраста, в 1979 году было бы уже 85 (а сейчас, если бы они были живы, им исполнилось бы за сто лет).
Если эти волнующие слова – «восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше», оно «при дверях» – на самом деле относились к людям 1914 года и значили, что они могут надеяться увидеть завершение всего, к ним нужно было бы добавить разъяснение: «Да, вы можете все это увидеть – но только если вы сейчас очень молоды и проживете долгую-долгую жизнь». Как пример, я привел своего отца, родившегося в 1891 году; в 1914 году он был еще молодым человеком двадцати трех лет. Он прожил не семьдесят, даже не восемьдесят, а восемьдесят шесть лет. Он умер два года назад, так и не увидев исполнения предсказанного.
Итак, я задал вопрос Руководящему совету, насколько значимыми были слова Иисуса из Матфея 24:33-34 по отношению к людям 1914 года, если единственными, кто мог надеяться увидеть их исполнение, были дети, только что вошедшие в подростковый возраст и младше. Я не получил никакого конкретного ответа.
Но многие члены Руководящего совета все же подтвердили свою поддержку учения организации о «роде сем» и даты 1914 года. Ллойд Бэрри высказал личное огорчение по поводу того, что в Руководящем совете существовали сомнения в учении организации. По отношению к зачитанным Лайманом Суинглом утверждениям из «Сторожевой башни» за 1922 год он сказал, что не видит в них причины для беспокойства, что они были «тогдашней истиной» для братьев того времени4. В отношении пожилых людей, живших в 1914 году, он указал, что в некоторых частях Советского Союза есть районы, где люди живут до 130 лет. Он призвал к тому, чтобы высказывать братьям единую точку зрения для поддержания в них чувства неотложности. Другие выразили то же мнение.
Когда в дальнейшем председатель дал мне слово, я сказал, что в таком случае нужно иметь в виду, что провозглашаемая сегодня «настоящая истина» может со временем стать «прошлой истиной»; а «настоящая истина», которая подменяет такую «прошлую истину», в свою очередь, может быть заменена «будущей истиной». Мне казались, что слово «истина» в таком контексте просто становится бессмысленным.
Несколько членов Руководящего совета спросили: если существующее объяснение является неверным, то как же истолковать слова Иисуса? Поскольку вопрос, по всей видимости, был адресован мне, я ответил, что, по-моему, существовало объяснение, соответствующее Писанию и фактам, но любое предположение по этому поводу должно быть тщательно исследовано и проверено, а не являться спонтанной, сиюминутной идеей. Я сказал, что, по моему мнению, у нас есть братья, способные выполнить такую работу, но для этого им нужны будут разрешение и поддержка Руководящего совета. Может быть, Руководящий совет захочет этим заняться? Ответа не последовало, и вопрос был отложен.
А также:
Председательский комитет, состоявший из Альберта Шредера (председателя). Карла Кляйна и Гранта Сьютера, составил чрезвычайно необычный документ. Они раздали его копии всем членам Руководящего совета. Коротко говоря, эти три человека предполагали, что выражение «род сей» относилось не к людям, жившим в 1914 году, а к поколению 1957 года, на сорок три года позднее!
Вот этот материал в той форме, в которой нам представили его три члена Руководящего совета:
Членам Руководящего совета – на повестку дня заседания в среду 5 марта 1980 года
Вопрос. Что такое «род сей» (генея)? (Мф. 24:34; Мк. 13:30; Лк, 21:32).
TDNT (многие комментарии) говорят: генея «чаще всего передает смысл современников» (том 1, с. 663).
Практически все говорят, что генея отличается от генос; генос означает отпрыск, народ, расу (см. TNDТ, том 1, с. 685; генос – в 1 Пет. 2:9).
Ответ может быть увязан с вопросом из Мф. 24:33. Что имеется в виду – «когда вы увидите все сие»?
В Комментарии Ланга (том 8) предполагается, что «все сие» относится не к событиям 70 года н. э., не к пароусии 1914 года , а к ст. 29, 30, к небесным явлениям, которые, как мы видим, начались в 1957 году с наступлением космической эры. В этим случае «род сей» является современным поколением людей, живших в 1957 году.
Три раздела
Комментарий Ланга подразделяет Мф. 24 на «три цикла» 1 цикл –Мф. 24:1-14 2 цикл–Мф. 24:15-28 3 цикл – Мф. 24:29-44 (синтелея или завершение) (см. том 8, сс. 421, 424 и 427) Три части, основанные на вопросе из Мф. 24:3
В «Сторожевой башне» и «Тысячелетнее Царство Божье» (ka) Мф. 24 также разделялось так сказать на три части:
(1) Мф. 24:3-22. Существуют соответствующие друг другу исполнения в первом столетии и в наше время начиная с 1914 года (см. w 75, с. 273, ka с. 205)
(2) Мф. 24:23-28. Период в пароусии Христа в 1914 году (см w 75, с. 275)
(3) Мф. 24:29-44. «Небесные явления» имеют буквальное значение с началом в 1957 году космической эры, продолжающийся до Христова эркоменон (пришествия как Судьи в начале «великой скорби») (см. w 75. с. 276, пар. 18, ka cc. 323 – 328).
«Все сие» следует понимать в контексте ближайших упомянутых событий, перечисленных в качестве составного признака, т, е. небесных явлений в ст. 29-30*.
Если это истинно, тогда «род сей» относится к современному человечеству, т. е. к людям, живущим с 1957 года, способным к познанию.
Председательский комитет, 3 марта 1980 года
В 1957-м году на внешнюю орбиту Земли был запущен первый советский спутник. Очевидно, Председательскому комитету казалось, что это можно принять в качестве начала исполнения следующих слов Иисуса:
Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.
Если это толкование принять верным, то, как они указали, можно сделать следующий вывод:
Тогда «род сей» относится к современному человечеству, т. е. людям, живущим с 1957 года, способным к познанию.
Эти трое членов Руководящего совета не предлагали отказаться от 1914 года. Он останется как «конец времен язычников». Но «род сей» теперь будет относиться к поколению 1957 года.
Ввиду того, что поколение 1914 года стремительно уменьшалось, это новое толкование было бы, несомненно, очень кстати и гораздо лучше, чем мысль о неких людях, живущих до 130 лет где-то в Советском Союзе. По сравнению с 1914 годом эта новая точка отсчета давала дополнительные 43 года поколению, названному «родом сим».
Правила работы Руководящего совета гласили, что для того, чтобы Комитет мог что-либо рекомендовать, эта рекомендация должна быть принята единогласно в самом Комитете (в противном случае разделившиеся мнения представляются для рассмотрения в Руководящий совет). Таким образом, трое членов Председательского комитета, Шредер, Кляйн и Сьютер по-видимому, были единодушны в отношении этой новой предложенной ими идеи о 1957 годе.
Мне кажется, что, если бы их сегодня спросили о той презентации, они бы ответили: «Это было просто предложение». Может быть, это и так, но тогда это было очень серьезное предложение. И если Альберт Шредер, Карл Кляйн и Грант Сьютер выдвинули подобное предложение на заседании Руководящего совета, значит, в своем собственном сознании они хотели, чтобы представленные изменения были осуществлены. Если бы их убежденность и вера в устоявшееся учение Общества о «роде сем» (т. е. о том, что это было поколение 1914 года) были действительно стойкими, твердыми, безусловными, то они, конечно, не выдвинули бы подобного нового толкования.
Руководящий совет не принял новую точку зрения, предложенную этими членами. Судя по высказанным замечаниям, многим такое толкование показалось причудливым, нереальным. Однако факт остается фактом: члены Руководящего совета Шредер, Кляйн и Сьютер представили свою идею как серьезное предложение, показав этим, что они сами были не вполне убеждены в основательности существующего учения по этому поводу.
Как видно из этих размышлений Реймонда Франца еще до 1995 года, некоторые члены Общества "Сторожевой Башни", пытались переделать учение о 1914 годе, как несоотвествовавшем действительности, но тогда Общество не пошло на это. Дождавшись момента, когда пророчество не исполнилось, они в 1995 году придумали новое учение.
Итак, человеческий характер богословия Сторожевой Башни просто очевиден. После этого стоит серьезно задуматься над тем, можно ли верить Организации способной на такие обещания. Здесь она по определению пророка Моисея попадает в разряд лжепророка: "Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его" (Втор. 18:22 ср. с Ин. 8:44; Втор. 32:4). Господь же, Иисус Христос, предупреждал что: "многие лжепророки восстанут и многих введут в заблуждение" (Мф. 24:11). В книге "Ты можешь жить вечно в раю на земле" есть такие слова: "Будь поэтому готов измениться, если, проверив по Библии, узнаешь, что ты едешь по неправильному в религиозном отношении пути"[9]. Теперь после того, как вы увидели, что Общество Сторожевой Башни способно от имени Бога, Иисуса Христа поизносить лжепророчества, то я думаю, следует последовать совету из книги "Ты можешь жить вечно в раю на земле", поэтому чтобы не разделить участь лжепророка, нужно оставить лжепророческую организацию "Сторожевой башни", и прийти в традиционную (для вашей местности) Церковь