Криминал: КОНЕЦ БАНДЫ ЖУРМЭНА
Десять лет болховские предприниматели платили уголовному авторитету налог на жизнь
В 1993 году Сергей Журавлев, тогда еще молодой 20-летний парень, видя, как некоторые бизнесмены буквально на глазах делают себе состояния, тоже решил заняться бизнесом. Только преступным: сколотил из своих друзей-знакомых группировку, чтобы вымогать у болховских бизнесменов деньги.
В преступной группировке в разные времена состояло до десяти человек – по меркам сельского района немало.
Одной из первых жертв банды стала хозяйка магазина «Мечта». Журавлев потребовал у нее уплаты ежемесячной дани в размере 500 тысяч неденоминированных рублей. В случае отказа пригрозил сжечь магазин. Требуемое выплачивалось с 1993 по 1997 год.
В 1997 году дела у хозяйки «Мечты» пошли в гору, и она открыла в Болхове универмаг. К тому времени приосанился и Сергей Журавлев, уже обретший авторитет в криминальном сообществе и получивший кличку Журмэн. Слава о Журмэне и его группировке тогда распространилась по всему Болхову. Поэтому когда он потребовал у женщины увеличения дани до 1500 рублей ежемесячно, она согласилась.
Очередная встреча Журмэна с хозяйкой универмага произошла летом 1998 года, когда банда повысила ежемесячную мзду до 8 тысяч рублей. Каждый месяц вымогатель приходил в универмаг, подходил к одной из касс, где и получал деньги.
Универмаг не был единственным коммерческим заведением, с которого брал дань болховский рэкетир. В 1993 году в Болхове к сыну хозяйки одной из открывшихся палаток подошел Журавлев и его друг Тишкин.
Последний родом из Болхова, продолжительное время занимался биатлоном. После школы поступил в спортивный вуз Смоленска как подающий большие надежды биатлонист. Но учебу бросил. Как и Журавлев, никогда нигде не работал.
Следующей жертвой стал глава крестьянского хозяйства. Журавлев и Тишкин, осмотрев размеры фермы, потребовали ежемесячно платить им по 300 тысяч неденоминированных рублей. Однако мужчина платить отказался, сославшись, что таких денег у него в тот момент не было. Тогда вымогатели установили ему срок – до следующего года, иначе будут «набегать» проценты. А если и после этого деньги не будут уплачены, все имущество фермера будет испорчено.
В декабре 1997 года и в октябре 1998 года перепуганный фермер отдал вымогателям требуемые деньги. А в декабре 2000 года Журавлев и Тишкин от главы крестьянского хозяйства потребовали зерно. Вконец запуганный мужчина отдал вымогателям вместо зерна, которого у него не было, 17 мешков комбикорма.
Одной из последних жертв вымогателей стал предприниматель, который зарабатывал тем, что продавал на центральном рынке Болхова продукты, выращенные на собственном участке. Именно его как потенциальную жертву для вымогательства выбрал новый член группировки Руслан Федотов, который после службы в армии работал барменом в одном из болховских кафе.
Чтобы оправдать доверие своего босса, Федотов в апреле 2002 года подошел к предпринимателю и начал требовать деньги. Примерно 100-200 рублей, как он выразился, «за осуществление предпринимательской деятельности». Получив отказ, начинающий рэкетир пригрозил фермеру и членам его семьи расправой, заявив, что «у тебя есть дети и надо за ними смотреть». Также новоиспеченный вымогатель пригрозил жертве, что сожжет автомобиль. Но фермер платить отказался. Тогда преступники приехали к нему прямо на поле и стали требовать 200 рублей. Фермер, схватив лежавший рядом топор, дал решительный отпор вымогателям. Не ожидавшие такого поворота событий те прыгнули в машину и удалились восвояси.
Члены группировки держали под «крышей» многих. Например, для обычного торговца сигаретами на рынке месячная ставка была – блок сигарет в бюджет бандитов.
Преступный бизнес давал приличный доход, и потому вымогатели жили, так сказать, на широкую ногу. У всех членов группировки были новые автомобили, а у главарей иностранные авто - «Ауди А6», «Ауди ТТ», «Мазда». Владели преступники и недвижимостью: частные дома и квартиры были не только в Болхове, но и в Орле. Да и семьи вымогателей не бедствовали.
Болховская группировка на протяжении всех этих десяти лет находилась в поле зрения оперативников Орловского УБОПа. Проводилась постоянная оперативная разработка членов группировки. Но предъявить обвинение им не удавалось – не хватало доказательств, потому что почти все болховские предприниматели, подвергшиеся «наездам» со стороны бандитов, были запуганы и отказывались писать заявления в милицию.
Ситуация изменилась, когда автомобиль Журмэна остановили за нарушение Правил дорожного движения сотрудники ДПС. Журавлев не захотел подчиняться требованиям сотрудников милиции. Вел себя вызывающе, грубил, говорил: «Кто вы такие, почему посмели меня остановить?» И в конце концов несколько раз ударил одного из сотрудников милиции.
Журмэна отправили в СИЗО города Орла, а затем осудили по ст. 318 Уголовного кодекса России «Применение насилия в отношении представителя власти» к 1,5 года лишения свободы.
Но, даже оказавшись за решеткой, главарь продолжал отдавать приказы членам своей группировки. По его указанию, например, Тишкин и Федотов похитили бармена кафе, которое «крышевала» группировка Журавлева. Паренек якобы украл из кафе магнитофон. Правда, тот уволился. Бандиты «поставили его на счетчик».
Когда сумма долга превысила в несколько раз стоимость самого магнитофона, Тишкин и Федотов отвезли молодого человека в частный дом своего знакомого, жестоко избили, издевались над ним. Молодому человеку повезло. Парень смог убежать из заточения и заявил о случившемся в Болховский РОВД.
Информация о совершенном преступлении сразу была передана в УБОП. Тишкина и Федотова задержали. с этого момента начался конец болховской группировки, которая на протяжении десяти лет держала в страхе всех местных бизнесменов.
Не опасаясь больше угроз со стороны вымогателей, предприниматели стали писать официальные заявления, подробно описывая, как платили налог на жизнь.
Следственным управлением при УВД Орловской области было возбуждено уголовное дело.
Состоявшийся недавно суд приговорил Олега Тишкина к 13 годам 5 месяцам лишения свободы особого режима, Руслана Федотова – к 7 годам лишения свободы строгого режима, а организатора группировки Сергея Журавлева – к 3 годам 5 месяцам лишения свободы.
Сергей НАТАЛЬЧУК Орловские новости
www.orel-news.ru/index.php?main=showorelnews&id=522