Хоть молись, хоть не молись, а законы астрономии не зависят от молитв.
Апостол Иаков: "Много может усиленная молитва праведного" (5, 16). И далее - примеры: "Илия был человек, подобный нам (т.е. такой же обычный человек, как и иы), и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой" (Иак. 5, 17-18). Для ап. Иакова совершенно очевидно, несомненно, что праведность жизни, скажем - святость жизни, позволяет человеку совершать чудеса. Может ли Бог отменить приговор над людьми, народом по молитвам святых? Многие факты священного Писания и Предания свидетельствуют об этом. Помните, Авраам умолял Господа, явившегося в виде трех странников, пощадить Содом и Го-морру. Почему так? У святых отцов находим такую мысль: Христос обещает, что Его последователям будет сообщена божественная благодать: "Отче, - славу, которую Ты дал Мне, Я дам им" (Ин. 17, 22). Если человек трудится вместе с Богом, чтобы преобразить мир, очистить от греха, привести к Богу, можно сказать, что человек становится другом Божиим, сотрудником. Разве можно предположить, что Господь глух к человеку, который всю жизнь отдал Ему, посвятил себя Господу?..
Чудо св Прокопия Устюжского
В 1290 году, Прокопий предвидел стихийное бедствие — сильную бурю с грозой, лесными пожарами и смерчем большой разрушительной силы, явившимися следствием падения метеорита в 20 верстах от Великого Устюга. За неделю до падения метеорита Блаженный Прокопий начал ходить по городу, призывая со слезами жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры. В течение недели праведник предупреждал о скором суде Божием, но ему никто не верил. Когда же разразилась буря, жители бросились в самое укрепленное и безопасное здание города — соборный храм, где застали молящегося за них и за спасение города Прокопия.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
ПРИХОЖАНИН БЕРЕТ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ХРАМЕ
Сегодня много говорят об активности прихожан как необходимом условии развития приходской жизни. Но кого именно можно назвать активным прихожанином, что должно стать предметом внимания, заботы, ответственности членов приходской общины? Сегодня специально для портала "Приходы" об этом рассказывает председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, управляющий Восточным викариатством города Москвы епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.
Активный прихожанин – это конечно, тот человек, который регулярно посещает храм. Мне кажется, что бывать в храме каждое воскресенье обязательно. Нужно участвовать в богослужении – не просто прийти постоять, а вникать всем сердцем и умом в совершение Литургии, знать ее смысл, и не только знать, а всю жизнь углубляться в него, постоянно изучать богослужение. Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, «мы очень маложизненно участвуем в Литургии».
Но, с другой стороны, нельзя сказать, что добрый прихожанин – это тот, кто просто приходит иногда в храм, получает благодать, а потом уходит к себе домой, как мышь с куском сыра в норку, и питается этой благодатью до следующего воскресенья. Прихожанин берет на себя ответственность за все, что происходит в храме. Он даже материально поддерживает свой приход, вносит свою десятину: деньгами или делами, в зависимости от собственных возможностей.
Община – это совместное воспитание детей, это забота о нуждающихся, это привлечение людей, которые ничего не знают о Боге, в храм, это встреча новых членов прихода и налаживание добрых отношений с ними. Человек входит в приходскую семью и начинает жить ее жизнью. Ведь любовь в общине, как и в семье, возникает и сохраняется только тогда, когда каждый ее член заботится об ее умножении.
Мы можем много получить в общине для себя: любовь, помощь материальную или даже просто бытовую, например, найти, кто бы посидел с заболевшим ребенком, но в то же время стремимся помочь и своим братьям и сестрам. Мы называем так друг друга в храме, и это не просто вежливая форма обращения, подобно «дамы и господа» или «дорогие товарищи», а отражение сути наших отношений в приходской семье.
Конечно, очень важно, чтобы частью приходской семьи становились и ваши дети, и ваши супруги. В храм нужно ходить вместе всей семьей – брать с собой детей, родителей; даже если супруг неверующий, можно попросить его помочь, чтобы он тоже участвовал, хотя бы немного, в жизни общины. А если «вторая половина» отказывается от веры, обязательно нужно молиться о том, чтобы Господь привел жену или мужа в Церковь.
С одной стороны, такая жизнь может показаться более трудной – все и так жалуются на постоянный недостаток времени. Но на самом деле будет не сложнее, а даже легче, ведь у тебя появится много друзей, единомышленников, помощников – того, чего нам всем так не хватает в обыденной жизни.
Обращение о. Андрея Кураева
Когда-то давно, во втором издании своей книги "О нашем поражении" (1999) я написал:
У нас, у сегодняшних людей Церкви, опыта политической борьбы и интриги – то лучше и не уповать на то, что мы в политике всех обставим. Так что не стоит обвинять меня в предательстве и восклицать: “Так к чему же призывает нас своими размышлениями православный (?) диакон Андрей Кураев – к несопротивлению злу?”.
Вся моя книга – призыв к сопротивлению. Но сопротивлению теми средствами, которые у Церкви реально есть. А вообще-то к несопротивлению злу силою, помнится, призывал Кто-то и до меня. Да и неумно сопротивляться силой, которой нет.
Представим себе, что от нас зависит определение военных планов русской армии на весенне-летнюю кампанию 1942 года. 41-й год был для нас катастрофичным. Если немцы смогут нанести и в новом году удар такой же силы – нам не устоять. Однако мы знаем, что и силы противника тоже поистощились. Во всяком случае, он уже не сможет наступать одновременно на всех фронтах. И как же важно в этой ситуации знать, где именно он решил нанести главный удар – на Москву, на Ленинград или на юге? Если бы была у нас такая информация весной 1942, – может, за лето и не откатились бы наши армии аж до Сталинграда…
Но что гадать о прошлом! Сегодня мы знаем, что главная цитадель, которую мы должны защитить и на которую направлен удар антихристианских сил, – это наша вера. Деньги, государственная власть, идеология и политика и так уже почти тотально контролируются силами, мягко говоря, нецерковными. Но есть еще Православие. И если мы сможем сохранить его, – то поражения на других фронтах будут не окончательны. Так каким же может быть наш ответ на “происки масонов”? Будем учить катехизис! Вот область, в которой все зависит от нашего усердия и нашей любви к истине. Тут нам никто не помешает. И это сделает нас независимыми от мира газет и сект. Вот что я предлагаю. Это что: тоже совет предателя Церкви?
Хотите помочь Сербии – учитесь отвечать американским сектантам! Хотите смыть позор чеченской войны? Держите в памяти столько евангельских и библейских слов, чтобы, подобно святому равноапостольному Кириллу, быть в состоянии словом разъяснить мусульманам превосходство нашей веры.
***
И вот вдруг я увидел эти же мысли сочетанными с музыкой:
Церковь существует для того, чтобы призывать Святого Духа. Самая важная миссия Церкви — это призывание Святого Духа, эпиклезис, как мы говорим, употребляя греческое слово. Эпиклезис есть не только молитва призывания Святого Духа — это жизнь во Христе, это открытое Ему навстречу сердце, это мужественное и честное исповедание веры в Христа Спасителя и в Святую Троицу. И в ответ на жизнь Церкви Бог посылает дар Святого Духа, и Дух живет и действует в нас. Кто-то может сказать: «Что же все это означает для мира? Что же — мир сам по себе, а Церковь сама по себе?» Совсем нет. Ведь каждый из нас, принадлежа Церкви, принадлежит и миру, через каждого из нас сила Божественной благодати должна изливаться на род человеческий, но особым образом она изливается через миссию Церкви в мире. Это и есть миссия спасения, это и есть миссия обращения людей к Богу, это и есть миссия преображения человеческой личности и всего рода человеческого.
Все это мы сегодня празднуем с вами в день Святой Троицы, потому что с того самого дня Пятидесятницы и началась эта спасительная миссия Церкви. Что же мы, христиане? А мы должны осознавать величайшую ответственность пред Богом за тот дар, который получили в крещении, величайшую ответственность пред Богом за благодать, которую получаем в таинстве святого причащения, в молитве. Это есть Божий дар, и мы с вами — обладатели этого дара. И для того чтобы сила благодати не покидала нас, чтобы мы не превращались в пустые сосуды, нужно постоянно стяжать благодать Святого Духа — молитвой, добрыми делами, участием в таинствах Церкви; и делиться этой благодатью, опять-таки, через добрые дела и через добрые слова со всем родом человеческим. Как говорит священнослужитель, совершая таинство Святой Евхаристии: «и о всех и за вся». О всех и за вся пострадал Господь, на всех и на всё через Церковь изливается благодать Святого Духа. И, сознавая важность служения христианина, мы должны постоянно возгревать в себе молитвой, доброделанием и участием в таинствах силу Святого Духа.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 23. 06. 2013
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Если человек собирается креститься в сознательном возрасте — как подготовиться, с чего начать, на что обратить внимание? Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.
На самом деле, Крещение — это ведь не частное дело человека. Креститься — значит соединиться с Церковью. Поэтому Церковь должна знать, что некий гражданин Земли желает с ней соединиться. И решить, считает ли она возможным такое соединение с данным персонажем человеческой истории. Поэтому в идеале все должно выглядеть так. Человек, у которого по какой-то причине родилась мысль стать членом Церкви, должен найти человека из Церкви и сообщить ему о своем желании.
А тот либо должен либо сам стать для стремящегося ко крещению проводником по тому пути, который тот должен пройти до врат Церкви, либо передать другому, более опытному христианину. Наверное, даже лучше, чтобы таким «проводником» был не священник, а просвещенный воцерковленный мирянин.
Данный период называется оглашением.
После этого готовящегося принять крещение можно отвести к священникам, сообщив им о том, что этот человек прошел подготовительный путь. Он знает, в чем сущность христианства, знает священные книги христиан, понимает, что происходит в храме, осознает, что такое покаяние, и понимает, в чем будет выражаться его христианская жизнь.
Крещение — это начало христианской жизни человека. Если священники убеждаются, что он действительно таков, как рассказал его «провожатый», тогда назначается день совершения Таинства.
После этого Церковь производит с новокрестившимся заключительный краткий огласительный цикл, который называется тайноводственной беседой, и может быть совершен чин Крещения. Ему говорится о том, о чем не говорится всему миру. О таинственной жизни Церкви, о Святой Евхаристии, об исповеди, вообще, о Таинствах Церкви.
Человека, ставшего христианином, начинают вводить в церковную жизнь.
После крещения человек начинает регулярно исповедоваться, причащаться. Желательно, чтобы появился такой священник, который им бы занимался на первых порах, руководил его христианской жизнью. Впоследствии, когда он окрепнет духовно, он может выбрать себе того священника, духовника, который будет его сопровождать довольно длительный период, а, может, и всю жизнь.
Человек обязательно должен прочесть перед крещением как минимум четыре Евангелия и Деяния святых апостолов. Потом желательно, конечно, Закон Божий, катехизис и так далее. Но не просто прочитать, как читают какую-нибудь брошюру, а действительно осмыслить прочитанное.
Крещение предполагает полное изменение жизни, начиная с изменения ума и направления сердца и кончая поступками. Нужно менять отношение к миру, отношение к семье, отношение к родственникам, отношение к той среде, в которой живем. Это изменение называется покаянием.
Вся наша жизнь — смертный грех, начиная от работы в офисе и заканчивая отстаиванием очереди в булочной за свежим хлебом. Просто не все это видят и чувствуют. Потому что нас обуревают постоянно семь страстей. Эти страсти — смертны. Это сребролюбие, гордость, зависть, уныние, блуд, гнев, чревоугодие. Люди же не только не противостоят этому, а многие даже культивируют. А это, конечно, никак не соответствует христианской жизни.
Люди часто в обыденной жизни говорят об ошибках. А христианин должен понимать, что такое христианство, что ошибок быть не может. У него может быть падение. Скажем, если человек выразился нецензурно — это не ошибка. Это падение. И не только христианин, а я думаю, каждый человек, даже если будет оправдывать себя, все равно понимает, что это нехорошо. В любом случае, как бы он не был глуп и невоспитан. Поэтому тут дело не в ошибках. Христианин должен быть исполнен решимости жить свято.
Новокрещенные могут проявлять излишнее усердие, или постоянную сосредоточенность на чем то, или слишком скрупулезное исследование своих грехов. Есть такие болезни неофитов. О них тоже нужно знать. И тот, кто будет наставлять на первых порах этого человека, обязательно должен, если подобное проявится, указать на эту неисправность.
Хочу пожелать тем, кто собирается сделать такой шаг, принять Святое крещение, стать членом Церкви — не торопиться с этим, но и нарочито не затягивать. Нужно спокойно, ритмично идти вперед, много читать, беседовать с христианами, много спрашивать. Желательно, чтобы тот наставник, который появится, был на много шагов впереди на пути воцерковления.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
21 июля явление иконы Божией Матери в Казани
состоится крестный ход от Спаса -Преображенского собора до места , где стояла часовня в честь казанской Иконы Божией Матери, где будет совершен молебен с акафистом
начало в Соборе в 11 30
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
22 июля 2013 года, в канун начала торжеств по случаю 1025-летия Крещения Руси, на телеканале «Россия-1» состоится премьера документального фильма «Второе крещение Руси».
Автор и ведущий фильма — председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
1025 лет назад на берегу Днепра случилось событие, повлиявшее на весь ход мировой истории: князем Владимиром была крещена Киевская Русь. В тот день в днепровской купели родился новый народ со своей особой системой духовных и нравственных координат. За тысячу лет Русская Православная Церковь стала крупнейшей Православной Церковью мира. И даже годы гонений на Церковь, жестокие репрессии против священников и верующих, жесткая атеистическая пропаганда не смогли убить веру и дух православия в русском народе. Закрывались храмы, разрушались монастыри, ссылались священники, но вера оставалась в сердцах людей. И в 1988 году, когда партийное руководство Советского Союза разрешило праздновать 1000-летие Крещения Руси, в храмы на праздничные мероприятия пришли миллионы людей. Это стало началом духовного возрождения России, которое продолжается и сейчас.
В фильме рассказывается о последних 25 годах жизни Церкви, о ее возрождении на всем пространстве исторической Руси и за ее пределами. За четверть века Русской Православной Церковью построено более 25 тысяч храмов, открыто около 800 новых монастырей. Тысяча храмов в год, три храма в день — ничего подобного в истории христианства не было никогда.
Интервью для фильма дали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Президент России В.В. Путин, иерархи, клирики и миряне из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Эстонии, Средней Азии, Казахстана и ряда других стран.