Врачи и взятки в истории России
истинные врачи-бессребреники - Пантелеймон, братья-хирурги Козьма и Дамиан, Преподобный Агапит и наш недавно «почивший в бозе» соотечественник профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий (отец Лука) - канонизированы христианской церковью. Не много же их было за более чем тысячелетие.
На Руси брали и берут всегда
и за все. Брали, берут и будут брать и врачи - кто «огненной» жидкостью, кто яйцами, кто борзыми щенками, а кто в конвертах.
Уже в «Русской Правде» Ярослава Мудрого указано о плате врачу за лечение ран. Церковный устав Св. Владимира (996 г.) объявил «лечцов» (врачей) - людьми церковными и четко определил источник их финансирования - «десятину» от »…ссудных дел, от торговли, от урожая и т.п.».
В «Изборниках Святослава» 1073 и 1076 гг., компилированных для черниговского князя Святослава Ярославовича с «Изборника» болгарского царя Симеона (Х век) - говорилось и о вознаграждении врачу - »…аще лечец получится, привести его к больному и уплатить за его труд ».
Часто примером врачебного бескорыстия приводят Киево-Печерский монастырь (ХI век). Печерский Патерик донес до нас имена бессребреников, подвижников монастыря.
Глава 8 Патерика содержит сведения «О житии святого преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского», а глава 27 - «О святом и блаженном Агапите, безмездном враче».
Навечно прославили монастырь «даром исцеления и врачевания больных» Антоний Преподобный, Домиан, св. Алипий, Вирменин, Агапит Печерский и Пимен Постник.
Другой монах - Преподобный Агапит, прозванный «врачом безмездным» (денег за лечение он не брал ) , лечил и монастырскую братию, и мирян, которые обращались к нему за помощью. Свое прозвище Агапит получил после того, как раздал нищим «щедрые дары» Черниговского князя Владимира Мономаха. Заметим, правом врача было раздать «щедрые дары», но обязанностью излеченного больного - рассчитаться с врачом. После этого в сознании Владимира произошел переворот. Поступок Агапита с дарами так потряс князя - тогдашнего олигарха, что главным делом его жизни после выздоровления стала благотворительность.
****
Все известные медики земского периода - XIX столетия - были достаточно состоятельными людьми. Подчеркиваю - известные, т.е. состоявшиеся в профессии медики, а не неудачники-недоучки. Не потому ли медики в земство стремились? И объяснений этому несколько.
Обратимся к сведениям, приведенным в сохранившемся до наших дней отчете «Самоуправление Ярославльской губернии», (1864). Цифры более чем красноречивы.
Жалованье находившегося на государственной службе врача в Любимском, Пошехонском, Углическом уездах составляло 400 рублей в год, а в Рыбинском, Ярославском, Ростовском – 700 рублей, то старший врач при Ростовском земстве Н.Б. Гейднерейх получил от земства в 1870 году 1200 рублей, а младший врач Д.И. Васильев 900 рублей (одна корова в то время стоила 25 рублей).
В начале ХХ века оклады земских врачей увеличились до 1500 рублей в год, причем такое жалованье было уже в большинстве уездов губернии.
Само самим разумеющимся была оплата врачу поездок на учебу, съезды и конференции, в том числе и за границу, а также компенсация расходов на книги и журналы.
Интерес представляют и сведения о ценах на рубеже XIX - ХХ веков.
Цены на «главнейшие продукты первой необходимости» в 1913 году были такие: мука пшеничная высшего сорта - 13 коп. за кг, мука ржаная - 6 коп. за кг, хлеб пшеничный - 12 коп. за кг, французская булка - 7 коп. за 400 г, картофель - 2 коп. за кг, крупа гречневая - 16 коп. за кг, рис - 20 коп. за кг, масло подсолнечное - 33 коп. за кг, сахар (песок) - 25 коп. за кг, телятина - 32 коп. за кг, свинина - 38 коп. за кг, рыба (щука) - 63 коп. за кг, молоко - 12 коп. за литр, масло сливочное - 1 рубль 31 коп. за кг, яйца - 31 коп. за десяток. Разливное пиво (0,5 литра) стоило 5 копеек. Разлитое в бутылки пиво стоило дороже - 12 копеек.
Обед из двух блюд в кафешантане «Шате да флер» обходился в 16 - 20 копеек.
Отобедать в фешенебельном ресторане «Жорж» или «Франсуа» можно было за 2-3 рубля.
Мужской костюм в то время стоил 35 - 40 рублей, брюки - 13 рублей, зимнее пальто - 60 рублей.
****
Что было дорого - болеть. В больницах были, конечно «бесплатные» койки, но их не хватало. Поэтому приходилось раскошеливаться. В общих палатах брали по 30 копеек за койко-место, а в отдельных уже 1 - 1,5 рубля в день. Это без учета самого лечения.
Более незавидным было положении врача, находившегося на «государевой службе». Его зарплата, по сравнению, например, с министром или депутатом была в то время такой же нищенской, как и сегодня.
Но нищих врачей почему-то не было. Наоборот, врач был человеком зажиточным. Их богатство основывалось не на государственном жаловании, а на гонорарах, получаемых от пациентов. Так, в издаваемой в те годы Манассеиным газете «Врач» были опубликованы сведения о размерах гонораров выдающихся врачей (Шарко, Бильрота, Склифософского, Захарьина и др.). Это были астрономические суммы - 40 тыс., 25 тыс., 6 тыс. рублей. Это не секрет, данный факт известен всему миру (И. Шамов, 2004).
****