В истории человечества нет более великого и радостного события, чем пришествие в мир и воплощение Сына Божия. Оно есть дело бесконечной любви Бога Отца, Который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Воплощение Сына Божия от Девы Марии коренным образом изменило к лучшему мир: оно дало людям новый образ мыслей, облагородило их нравы, направило по новому руслу мировые события. Оно принесло силы бороться с грехом, примирило с Богом, усыновило людей Отцу и возродило все их естество. Оно влило в дряхлый человеческий организм струю Божественной жизни и этим принесло людям вечную жизнь. Поэтому воплощение Сына Божия оказалось в самом центре мировых событий и от него ведется летоисчисление – до и после Рождества Христова. Празднование же Рождества Христова стало радостнейшим праздником верующего человечества.
Сын Божий и Сын Человеческий
Весь Ветхий Завет – первая часть Библии, повествующая о событиях Священной истории до пришествия в мир Христа – наполнен ожиданием грядущего Спасителя. Новозаветный рассказ о Рождестве Христа содержится в двух Евангелиях – от Матфея (1:18-2:23) и от Луки (2:1-20). «Великая тайна благочестия: Бог явился во плоти» (Тим. 3:16) – эти слова апостола Павла свидетельствуют о том, что чудо воплощения Сына Божия превышает понимание нашего ограниченного ума. Действительно, мы можем верить, но не можем объяснить события, происшедшего две тысячи лет тому назад в Вифлееме, когда в одном Лице Иисуса Христа сочетались две столь разные и противоположные природы: надмирная, вечная и бесконечная – Божеская, а одновременно и вещественная, ограниченная и немощная – человеческая.
Будучи совершенным Богом, Христос-Спаситель есть вместе с тем и совершенный Человек. Имея человеческое тело и душу со всеми ее свойствами – разумом, волей и чувствами, как человек, Он родился от Девы Марии. Как Сын Марии, Он повиновался Ей и Иосифу. Как человек, Он крестился в Иордане, обходил города и села со спасительной проповедью. Как человек, Он испытывал голод, жажду, усталость, имел потребность во сне и отдыхе, переживал болезненные ощущения и физические страдания. Живя физической жизнью, присущей человеку, Господь жил и душевной жизнью, как человек. Он укреплял Свои духовные силы постом и молитвой. Он переживал человеческие чувства – радость, гнев, скорбь, проливал слезы. Господь Иисус Христос, приняв пораженную грехом человеческую природу, был во всем подобен нам, кроме греха, ибо Бог – безгрешен. Именно поэтому Он и может прожить воспринятую Им человеческую жизнь так же свято, как жил бы Адам, если бы он не согрешил. Поэтому православные богословы зачастую называют Христа «Новым Адамом». Рождество Христово – начало пути ко Спасению, впервые проложенному земным житием Бога.
Имея две природы, Иисус Христос имел и две свободных воли. Разумная, сознательная человеческая воля Иисуса Христа неизменно подчиняет свои человеческие стремления и желания Божественной воле в Нем Самом. Наглядно их проявление во Христе видно во время Его тяжелых переживаний в Гефсиманском саду: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия. Впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Так Своим послушанием Богу Отцу Господь Иисус Христос исправил наше непослушание и научил нас ставить волю Божию выше своих желаний.
Бог стал человеком, чтобы человек стал богом
Вся радость праздника Рождества может быть выражена в словах: Бог стал человеком, чтобы спасти людей от рабства греху и чтобы восстановить их в некогда утраченном ими достоинстве. Иными словами, Бог Своей силой возвращает человеку утраченные им невинность, святость и блаженство. Соединившись с нашим человеческим естеством, Сын Божий, по слову пророка Исайи, «взял на себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53:4).
Христос стал человеком не только для того, чтобы нас научить истинному пути или показать нам добрый пример. Он стал человеком для того, чтобы нас соединить с Собою, приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству. Рождество Христово свидетельствует о том, что мы достигаем конечной цели своей жизни не только верой и стремлением к добру, но, главное, возрождающей силой воплотившегося Сына Божия, с Которым мы соединяемся. И, углубляясь в тайну воплощения Сына Божия, мы видим, что оно тесно связано с таинством Причащения и с Церковью, которая, по апостольскому учению, есть таинственное тело Христово.
В Причащении тела и крови Христовой человек приобщается к Богочеловеческой природе Христа, соединяется с Ним и в этом соединении весь преображается. Одновременно, в Причащении христианин соединяется и с другими членами Церкви – и так таинственное Тело Христово растет.
Тропарь Рождеству Христову (глас 4):
Перевод с церковнославянского: Твое рождение, Христос Бог наш, озарило мир светом Богопознания, ибо служившие звездам, звездою учились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и Тебя знать с высоты Востока: Господи, слава Тебе.
Кондак Рождеству Христову (глас 3):
Сегодня Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля приносит пещеру Тому, к Которому нельзя приступить. Ангелы с пастухами славят Бога, волхвы же со звездою путешествуют, потому что для нас родился Младенец, Который есть Вечный Бог.
Напоминаем православным, что в храмах перед Рождеством и в Рождественскую ночь будут совершаться службы.
Примерно расписание такое:
5 января пятница утро 8.30 Царские часы
5 января пятница вечер 16.00 вечернее богослужение, можно исповедоваться
6 января суббота 8.00 Литургия, Сочельник, многие причащаются Святых Христовых Таин
6 января 23.00 Праздничная служба, Литургия, Рождество Христово