В последнии дни, вновь, на высоком уровне заострен вопрос о так называемой "Церковной десятине" и это очевидно не случайно. Произведенный за последний год раздел епархий не смотря на все достоинства этого действа выставил и конкретные проблемы (решаемые), которые тоже надо как-то решать. Одна из главных зазубрин этого нового продукта, это проблема финансирования всей жизни новых епархий (часто пока крайне не богатых). Собственного финансирования у них не хватает, а патриархийной помощи, по понятным и объяснимым причинам, ждать не приходится. Что в такой ситуации делать?
Можно конечно сказать всем настоятелям, что они очень плохо работают с благотворителями и после этого выговора выставить настоятелям план продаж в книжных лавках и сбора пожертвований с обязательной угрозой прещений при его неисполнении. Можно объявить минимальный но обязательный прейскурант на все требы и таинства. Можно и самому новоиспеченному владыке начать активно "пропалывать" местных "олигархов" в надежде на то, что харизма епископа опрокинет провинциальную спесь, родит для Господа новых верных и при этом откроет его епархии местные ресурсные возможности, которые можно было бы активно обратить на благо внутренней и внешней миссии, дела благотворительности, образования и тюремного служения.
Это конечно можно и эти методы испытаны, но хороши ли они с евангельской точки зрения и вообще в долгосрочной перспективе? Полемика последних лет связанная с этой темой и опыт отцов Церкви без лишнего "богословствования" показывают нам на мягко говоря некрасивость подобных подходов. А эта "некрасивость" отворачивает от нас собственную паству и умаляет авторитет духовенства в глазах внешних (которые еще только тянутсямк к вере). Где же выход?
Исходя из учения отцов древней Церкви выход понятное дело в "Вине", т.е. в усилении молитвы призывающей к нам Дух Святой на всякую помощь и особенно молитвы евхаристической, которая только одна истинно и просвещает Духом Святым всякого человека грядущего в мир, изменяя его и делая его сотрудником Божьим. Но это, как видится многим, "..не более чем патетика к сожалению пока не подтвержденная жизнью", а потому "..в Библии, которая есть кладязь всей мудрости должен быть исчерпывающий ответ на этот вызов нашего времени... Надо искать!".
Известно с древности, что внеконтекстное толкование Библии приводит к ереси, а некоторые - особенно "умные" даже гадают по Библии, чего делать вообще нельзя исходя из самой Библии. Вот так, нам видится, откопали в Ветхом Завете и "учение" о "Обязательной Церковной десятине" взяв за основание жертвоприношения Авраама: "Аврам дал ему десятую часть из всего"[Быт·14:20]. Новый Завет ни чего подобного не знает, мало того, Господь Иисус Христос практичеъски открыто говорит ученикам про эти обязательные для евреев сборы: "..сыны свободны..." от сборов, чем Он не закрыл дорогу для пожертвований, а сделал их сугубо личным делом верующего, что и подтверждает личной просьбой к апостолу Петру пойти заплатить за всех, только чтобы не искушать фарисеев[Матф.17:25,26].
Ранее Господь говорит, что не одна йота Закона не изменится, пока Он не вернется, но про эту конкретную - выраженную в сикелях "йоту" Он тоже сказал конкретно: "..сыны свободны...". Не освобождены, а свободны априори и потому поступают в этом смысле, как им подсказывает их христианская совесть, а совесть христианина помнит неизменяемую в веках заповедь данную Богом Саваофом Моисею: "..пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками..."[Исх.34:20].
Так ведь наши верные христиане с пустыми руками приходят только в крайней нужде, а в прочих же состояниях хоть лепту вдовы, но принесут, а эта лепта, как известно, сильнее прочих угодна Богу. Да и если подойти к эим "лептам" конкретно со счетами и по минимуму, то выходит вот какая арифметика - две, три свечки за службу минимум по 20-30 рублей за штучку = 40-90 рубликов + 20-50 рублей наличными от души в корвану =60-140 целковых в день, умножаем на в среднем 5 богослужебных дней в месяц (имеются ввиду сельские приходы), то получаем сумму пожертвований Храму в 300-700 рублей(!!!), а это уже повод задуматься о десятине...
Пенсия у нас в деревнях начинается где-то с пяти тысяч. Мы считали по минимуму пожертвований. Получили же мы в первом случае 6%, а во втором 14%. усредняем и получаем точно 10% месячных пожертвований от наших самых бедных, но очень верных прихожан, которые всегда приходят к Богу не с пустыми руками, тем самым добровольно исполняя Ветхозаветное правило о храмовой десятине. Кому чего еще от народа Божьего нужно? Заповеди про обязательную свечную жертву в Новом Завете нет вообще! Там вообще про наши свечи упоминания нет. Свечи, это как раз народное изобретение верных, чтобы актуализированно и без принуждения самолично и без задержек отдавать Храму десятину от всего, что имется в личной прибыли. Надо обязательно добавить, что величина доходов экономически преуспевающих верных пропорционально влияет на их пожертвования своей общине и они точно так же приносят в храм свою десятину без всяких обязательств закрепленных законодательно, а сильно богатых верных, мы на своих приходах, пока не знаем. Поэтому, если нам и стоит говорить о необходимости десятины, то не с верными, а с заинтересованными, т.е. с теми, кто просто считает себя православным и лишь изредка забегает в Храм Божий отметиться для успокоения совести.
Итак, простейшие расчеты показывают нам, что все верные стабильно и без принуждения приносят в Храм Божий десятую часть от всего своего прибытка. О чем тогда может идти речь? Неужели о дополнительной десятине? Но таким образом уже не десятина получается, а пятерина и более, а это уже не в какие рамки даже Ветхого Завета не вписывается. Речь должна теперь пойти о том, чтобы нам раз и навсегда прекратить разговоры в Церкви о деньгах. Про необходимые для Церкви деньги все в Святой Библии написано отлично и наша сегодняшняя задача актуализировать среди прихожан регулярность чтения этой наисвятейшей книги, а то сколько надо жертвовать они сами после правильного прочтения Библии разберутся. Наша задача сегодня отказаться от удобных прейскурантов на требы и таинства (даром приняли, даром и отдавайте), от пресмыкания священства перед богатыми мира сего. Мы все должны углубиться в истину евхаристической молитвы, где Бог милосердный слышит все наши мольбы и знает о наших нуждах всегда подавая просящим у Него и отверзая двери всем стучащимся к Нему.
P/S. Кто платит кровные деньги по обязанности, тот вправе спрашивать, куда эти деньги расходуются, а подобная перспектива совершенно не согласуется с новым уставом РПЦ, что неизбежно (если пятина будет установлена) приведет к множественным разнообразным конфликтам на местах между приходами и настоятелями, а епископы вообще забудут про тихую жизнь, как это сейчас уже есть в ОСА и многих других православных юрисдикциях Северной Америки. Мне лично такая перспектива претит. У нас и без "двадцатины" все слава Богу!
протоиерей Вячеслав Пушкарев село Хомутово Иркутского района 10.05.12
www.liveinternet.ru/users/vacheslav_pushkarev/post219460247/