Партнеры
15
Чт, нояб

Инструменты
ШРИФТ
  • Самый мелкий Мелкий Средний Крупный Самый крупный
  • Стандарт Helvetica Segoe Georgia Times

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

На 107 странице первого тома Книги Памяти Орловской области несколько строк посвящено Николаю Спиридоновичу Игнатову:

"...русский, родился в 1919 году, РСФСР, Орловская область, Болховский район. Сержант, 248 стрелковый полк. Погиб 17 октября 1941 года. Захоронен: Самбек". Это о муже Варвары Павловны Игнатовой (Ковалёвой). Она приходилась моему отцу и его братьям двоюродной сестрой и сохранила в годы фашистской оккупации семейные фотографии.

Но как же так? Погиб? Есть же несколько его послевоенных фотографий, родившиеся дети... Оказывается, что сообщение ошибочное, во время войны случалось всякое. Похоронки в семье нет, некуда было посылать. Долгие двадцать два месяца Болхов находился под фашистской оккупацией. А потом Николай Спиридонович видимо сам связался с родными. Но почему неверная запись в Книге Памяти? Объяснение одно - банальная спешка. Всё как всегда, поджимают обстоятельства и сроки. До боли знакомо: давай-давай, скорее поспешай... Так случилось и в этот раз. Не все документы проверили, для книги хватило и сообщения о гибели. А ведь есть ещё и документы военно-пересыльных пунктов. Через них прошли многие, игнорировать такой источник ни в коем случае нельзя. И нельзя при поиске опускать руки...

Итак, документы о гибели и о службе... после гибели.

Первым документом является донесение начальника штаба 31-й стрелковой дивизии подполковника Кочеткова и военного комиссара штаба 31-й стрелковой дивизии батальонного комиссара Сазонтова о потерях личного состава в боях с 10 октября по 1 ноября 1941 года. Донесение отправлено в город Куйбышев, именно там осенью 1941 года находились эвакуированные из Москвы наркоматы и различные учреждения. Документ очень редкий из-за места получения - Куйбышев.

   

На 22 июня 1941 года 31 стрелковая дивизия дислоцировалась в Ереване, части дивизии находились на иранской и турецкой границах. Седьмого октября 1941 года дивизию перебрасывают под Москву, но по пути перенаправляют под Ростов-на-Дону. 10 октября дивизия вступает в кровопролитные бои с превосходящими силами противника в районе Таганрога и несёт большие потери. 17 октября 1941 года немцы прорвали оборону на стыке наших дивизий и 20 октября с боями части Красной Армии отходят за Дон. Немцы берут Ростов-на- Дону. Дивизия пополняется личным составом и с 25 ноября участвует в освобождении Ростова-на Дону от войск 1-й танковой армии Клейста. Списки октябрьских потерь отправляются в Главное управление кадров 24 ноября, то есть через месяц после оборонительных боёв. Потери 248-го полка, в котором служил младший сержант Игнатов Николай Спиридонович, составили 375 человек погибшими и пропавшими без вести. Бои в этом районе шли до 31 августа 1943 года, в военной истории носит название "Миус-фронт". Считается, что погибло 150 тысяч наших солдат. Из того, что цифра круглая, следует очевидный вывод - толком и не подсчитывали...

   

В полку было очень много красноармейцев из Закавказья и Средней Азии, особенно уроженцев Таджикистана. При огромных потерях и слабом знании русского языка неизбежны неточности при опросе выживших и в составлении списков погибших и раненых. Младшего сержанта Николая Спиридоновича Игнатова ошибочно включили в списки погибших. В настоящее время создан мемориал "Самбекские высоты" погибшим в боях в 1941 - 1943 годах.

Дальнейший боевой путь Николая Спиридоновича прослеживается как раз по документам военно-пересыльных пунктов. Из них следует, что младший командир (так в документе) Игнатов Николай Спиридонович 18 февраля 1945 года был направлен Болховским райвоенкоматом в распоряжение Тульского военно-пересыльного пункта Тульского облвоенкомата (основание: директива Тульского Областного военного комиссариата №185). В Туле старший сержант Игнатов Николай Спиридонович получил предписание прибыть в город Ковров (находится во Владимирской области, 250 км к северо-востоку от Москвы, город оружейников, в 2011 году присвоено звание "Город воинской славы"), в войсковую часть полевая почта 51121. Это 87-й запасной кавалерийский полк, готовил кадры для фронта. Мы сейчас ошибочно считаем, что кавалерийские части это только конники с саблями. Что поделаешь, так навеяно кинофильмами. А на самом деле в состав кавалерийских корпусов входило множество самых различных подразделений, включая пулемётные, сапёрные, артиллерийские, зенитные и даже танковые (в каждый кавалерийский корпус, а их к концу войны было 6, входил и танковый полк).

   

 

На предписании имеется личная подпись Николая Спиридоновича о получении требования на проезд от Тулы до Коврова. Указаны личные данные: "...1919 года рождения, ВУС 3, рабочий, беспартийный, русский, по гражданской специальности - электрослесарь, уроженец Орловской области, Болховского района, деревня Лутовиново". Всё совпадает, даже ВУС - военно-учётная специальность. ВУС №3 - это кавалерия. Только название деревни не Лутовиново, а Лутовинова. Сейчас это крохотная деревушка из десятка дворов в шести километрах от Болхова.

   

 И что дальше? Оцифрованных данных о наградах Николая Спиридоновича на сайте нет, а медали утрачены. Может оцифруют приказы о награждении советских войнов медалями за освобождение наших городов и за взятие чужих столиц. И ещё, обязательно последует запрос в Военно-медицинский архив, который находится в Санкт-Петербурге по адресу: переулок Лазаретный, дом 2. Если повезёт, то пришлют справку о ранении в 1941 году и можно будет прочитать ещё одну страничку из книги боевого пути старшего сержанта Николая Спиридоновича Игнатова. Будем ждать и надеяться...