Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Image

 В. Суриков. "Юродивый". Фрагмент картины

"Боярыня Морозова". 1887

"Всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя возвысится." - Евангелие от Луки

 

 Юродство ( «дурак, безумный») — намеренное старание казаться глупым, безумным. Целями мнимого безумия (юродства ) объявляются обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений. 

 

Существует особый род христианского подвига, который внешне можно охарактеризовать как притворство и напускное чудачество. Имя этому подвигу «юродство ради Христа». Многие пророки Ветхого Завета Библии считаются предшественниками юродивых «Христа ради».

 

Пророк Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене (Ис.20:2-3); пророк Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на коровьем помёте (Иез.4:15)[7]; Осия вступил в брак с блудницею, что символизировало неверность Израиля Богу (Ос.3)[8]. Целью вышеуказанных действий было привлечь внимание окружающих и побудить народ Израильский к покаянию и обращению.

 

 

Ведя подобный образ жизни, юродивые боролись не только с грехами других людей, но в первую очередь вели невидимую брань с грехом, который мог погубить их собственную душу – с гордыней. Подвиг юродства, как никакой другой способствует развитию в душе подвижника добродетели смирения, иначе как юродивые смогли бы сносить выпадавшие на их долю скорби. «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…» (1Кор.4:10)(Послание святого Апостола Павла) 
 
Болхов прославлен и нашим местным "Алёшей" божием человеком юродивым «Христа ради». Он ходил и зимой и летом в одной рубахе, босиком. Считалось за великую честь, если он зайдёт в дом и в гостях что-то возьмет, то это хороший знак, значит в семье все будет хорошо. А если согласился покушать или взять угощение, то это уж такая удача будет! Видел человека" насквозь". Ловили каждое сказанное им слово. Говорил всё, не взирая на лица и сословие. У него просили совета, да не всем он отвечал. 
 
Эту историю В Болхове можно услышать от разных людей старшего поколения. В пересказе иногда меняется место события, но всё равно происходит в черте города.
 
Юродивый Алёша крепко заснул на левом берегу реки в районе монастыря. Местные дети стали приставать к нему. Сначала травинкой щекотали спящего. Потом толкать и слегка щипать за тело. Эту картину наблюдало несколько рыбаков, но не вмешивались. Алёша вначале проснувшись отогнал их от себя, делая вид, что сердится. Дети отбежав не унимались. Как только он ляжет отдыхать они опять начинали мешать ему спать. Так было три раза.
 
На третий раз ему это очень надоело и Алёша ворча себе под нос, что дети не дают ему покоя, пошел по воде на правый берег,- как по суше.
 
Лёг на другом берегу реки и крепко уснул. Все, кто это видел, замерли. Потом дети побежали по своим домам рассказывать как Алёша перешёл реку, как по земле.
 
Хоронили Алешу всем городом. Все старались прикоснуться к его одежде. На месте погребения Алёши ранее стояла часовня. Сейчас от неё сохранился фундамент. Могилка его на Архангельском кладбище, туда и сейчас ходят, простят у него помощи.
 
Image