Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

В XVII веке, Болхов утратил свое крепостное назначение и превратился в торговый центр.

По статистике, между 20-ми и 80-ми годами XVII века население здешних мест увеличилось вдвое, количество пашни — в семь (!) раз. На глазах одного поколения земельный пай увеличился в три-четыре раза. Иван Бунин, восклицал об орловском крае: «Господи Боже, что за край! Чернозем на полтора аршина, да какой!». 

Река Ока находится на водоразделе трех водных артерий, по которым можно попасть в Каспийское, Азовское, Черное или Балтийское моря. Само   история орловского края связаны с удобным расположением рек. В 1636 году была устроена Струговая и Болховская пристань. Выгодное географическое положение в верховьях Оки, благодаря которому орловская пристань стала крупным центром переправки хлеба из Ливенского, Кромского, Мценского и Болховского уездов в Калугу и Москву.  

В 17 верстах от Болхова, на берегу Оки, лежит село Крутогорье, которое являлось пристанью города Болхова.
 Сюда местные купцы направляют все свои товары, так как железная дорога находится в 41 вер. от ст. Мценск и 31 версте от ст. Думчино. Главные предметы торговли: хлеб, пенька, конопляное масло, сало и пр. Пенька поступает до 350000 п., средн. числом на 500000 рублей; бечевы 34000 пуд.; конопляного масла 20000 п.; рубаш. холста 100 тыс. арш. Скота 2000 голов мест. и 4000 для Москвы и Калуги. Кроме кожевенных, здесь были заводы: салотопенный, 2 мылов.; сальносвечн., 2 клеев., свеч.-восков., паточный, 3 крупор., 16 пенькотрепальных, 7 пенькопрядильных, пивоваренный, 2 табачн., 17 кирпич. и 2 экипаж. Теперь кож выделыв. 96 тыс. на сумму 530 тыс. рублей. Торговые обороты Б. достигали 1,5 миллиона рублей.

Использовали два вида речных судов: струги и барки. Речные струги были маневренны и быстроходны на веслах и под парусами. Плоскодонность обеспечивала неглубокую посадку в воде, что позволяло судам добираться до самых истоков рек; на мелях их перетаскивали волоком. Струги использовались для перевозки людей, или каких-либо стратегических грузов. При строительных работах на реках для подвоза грузов — леса, камня, песка, глины - использовались барки. Барки имели плоское дно, невысокие отвесные борта, большую поворотную лопасть с рулем в виде длинного бревна. Использовались весла, паруса. Барки служили 2 года. Затем они разбивались прямо на пристани и продавались. Об избушках из барочного теса пишет Тургенев в "Записках охотника" Огромное количество пустых барок из района Москвы и Нижнего Новгорода вели в Орел и в Крутогорье (Болховская пристань) бурлаки. Для их прохода оставляли 10 сажень от берега. Бечевник(сухопутная дорога вдоль берега) шел по левому берегу Оки.

в 1868 году наступила крупная оттепель зимой. В январе Ока неожиданно вскрылась, причем так, что разломала все пристанные сооружения. Их решено было не восстанавливать - нужны были большие затраты.

В июле 1909 году ввиду почти полного отсутствия судоходства городская дума признала Оку в черте города и ниже по течению - не судоходной.  Пясецкий пишет: «Купцы начали продавать свои барки, и из барок стали строить дома. Наконец, неожиданное вскрытие Оки в январе 1868 года причинило окончательное уничтожение пристани. Теперь она составляет уже предмет воспоминаний: и у старой часовни ее, что против городского острога, не слышно более священных песнопений о благополучном плавании по реке Оке вниз до Волги.

До 1970-х годов были ещё целы последние свидетели истории, три небольшие часовенки, которые стояли вдоль берега Оки на всём протяжении пристани.

фото: часовня на Струговой пристани, бурлаки