Партнеры
24
Ср, апр
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Истоки Петербургской благотворительности.

Истоки Петербургской благотворительности. 9 года 6 мес. назад #10090

Истоки петербургской благотворительности.

Впервые мне довелось побывать в Болхове в начале августа 2002 года. Это была всего лишь третья по счету организованная паломническая поездка из Петербурга в Болхов. Не могу сказать, что город произвел на меня сильное впечатление. Пожалуй, только разрушенные храмы запомнились. А вот раздолье полей и святые источники произвели такое впечатление, что я на собственном опыте почувствовала, как это бывает, когда душа поет. И конечно, батюшка, отец Василий, здесь, на его родине, в Болхове, пришел проводить нас обратно в Петербург. Пожалуй, до этого мы с ним никогда не были так близки, как в тот день.

Поездки стали регулярными, и уже через год, вместе со съемочной групп «Православной студии Петербурга», Господь сподобил меня пройтись с батюшкой по городу. Отец Василий рассказывал про разрушенные храмы, вспоминал памятные моменты своего детства. Именно тогда мне удалось почувствовать его боль за родной город. Нет, в голосе батюшки не было скорби, скорее, уверенность в том, что город и храмы возродятся.

В конце прогулки мы зашли на территорию бывшего пищевого комбината, от которого осталось лишь полуразрушенное купеческое здание. Мне сказали, что здесь будет гостиница «Болховская старина». Честно говоря, не поверилось, что это возможно.
Однако сразу родилось желание чем-то помочь, тем более что на тот момент опыт оказания благотворительной помощи уже имелся.

Первым делом решили привезти лако-красочные материалы для отделки будущей гостиницы. Но как из-за границы, из Финляндии, вывезти столько краски? Решили вывозить на микроавтобусе и легковых автомобилях маленькими партиями по 200-250 килограммов, объединившись для выезда группами по 4-5 человек. А для того чтобы на таможне не подумали, что мы краску везем на продажу, подготовили видеосюжет, в котором батюшка обращался к начальнику таможенного поста с просьбой о помощи.
Да и финскому благотворителю отправили видеосюжет, в котором рассказали и показали Болхов.



Так ходок за восемь, поначалу в качестве частных лиц, и вывезли полторы тонны высококачественной финской и шведской красочки. Временный склад устроили на хозяйственном дворе церковного дома Серафимовского храма, а затем с паломническими группами тоже партиями отправляли в Болхов. Так что, по праву, первым реализованным проектом Благотворительного фонда «Доброхот» можно считать участие в отделке Купеческого корпуса гостиницы «Болховская старина». Кстати сказать, что этой же самой краской выкрашена знаменитая Козельская Оптина пустынь, только «челноками» там работали другие люди.
(Продолжение следует...)
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Доброхот.

Истоки Петербургской благотворительности. 9 года 6 мес. назад #10091

Краска. Акты.

Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Доброхот.

Истоки Петербургской благотворительности. 9 года 6 мес. назад #10092

Краска. Спецификации.

Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Доброхот.

Истоки Петербургской благотворительности. 9 года 6 мес. назад #10151

О своем участии в создании гостиницы «Болховская старина» рассказывает архитектор Георгий Бойко.

О прот. Василие Ермакове я услышал давно. В середине 1990-х гг, после 3-х лет труждения архитектором Валаамского монастыря, стал я, воцерковляясь, обращаться и со старцами. В самом начале была Любушка Сусанинская, к которой ездил несколько раз, начиная с 1994 г. А услышав об о. Василии, поехал было и к нему (подумалось даже по малодушию: «Зачем так далеко ездить в Сусанино, если Серафимовский храм ближе?»)
Приехал к батюшке, увидел его после службы в тесном окружении богомольцев и не смог «пробраться». А к Любушке можно было, дождавшись, подойти. И позже в то время я также не мог попасть к о. Василию и решил тогда, что Любушка – для меня. А летом 1995 г., когда уехал в отпуск из Санкт-Петербурга, вернувшись вдруг узнал, что о. Василий оказывается был в моей архитектурной мастерской, расположенной в богадельне при храме Светлого Христова Воскресения на Смоленском кладбище, который я помогал восстанавливать, и, что он всё видел и благословил (после праздника Смоленской БМ). После службы батюшка «прогуливался» по церковным дворам.

С 1998-2000 гг. меня пригласили проектировать два храма в Подмосковье, где довелось молиться и исповедоваться старцу прот. Валериану Кречетову, духовнику Московской епархии. Общение с духоносным старцем дало иной взгляд на себя, когда стал приучаться к особой содержательности в духовной жизни. И потому в 2000 г., вернувшись обратно в Питер, я почувствовал потребность молиться более внимательно – при старце, тогда вспомнил о своих прежних попытках встречи с прот. Василием Ермаковым.

Батюшка благословлял почти все мои проекты и одним из первых при нём было проектирование паломнической гостиницы и центра в г. Болхове. Впервые с группой прихожан Серафимовского храма из Санкт-Петербурга я оказался там летом 2002 г. Тогда с художником Тимоном Орловым мы начали делать обмеры б. купеческого дома, а после в Санкт-Петербурге вычертили их и начали «приспосабливать» здание под нужды гостиницы (при благотворительной поддержке духовных чад о. Василия во главе с Еленой Элькониной), консультируясь со специалистами по ряду проблем запущенного здания. Ночевали в Болхове мы тогда в единственной в городе гостинице, более похожей на общежитие (с длинным коридором и 1-м туалетом в конце 2-го этажа). Тем же летом приезжали ещё, обследовали конструкции и познакомились с местными архитекторами, решив их привлечь к такой необходимой для города теме. Усилиями некоммерческого партнерства «Болховская старина» и стараниями духовных чад о. Василия из Санкт-Петербурга, Орла и Болхова работа по строительству паломнической гостиницы продолжалась – мы были в курсе происходящего.

Особенным было и моё последнее посещение Болхова в сентябре 2005 г. Направляясь к родным на Украину, решил заехать к батюшке, проведать его, зная, что он там. Поезд приезжал в Орёл утром, но задержался и на автобусе добрался до Болхова лишь к обеду. Прихожу в дом, где родился о.Василий, а мне говорят, что батюшка отдыхает. Пошёл тогда в гостиницу, дай, думаю, посмотрю, как там стройка. Подхожу и диву даюсь: такое великолепие, чистота, цветы кругом, как будто какой праздник и ждут кого-то. Полюбовался и пошёл обратно в дом батюшки. Подхожу и тут открывается дверь, выходит сам о. Василий улыбается и говорит: «А теперь пойдём освящать!» Кто-то около батюшки рассказал мне, что о. Василий собирался с утра сначала освящать гостиницу, а после вдруг передумал и пошёл отдыхать, сказав, что «после будем». Я-то совершенно не знал о дне освящения и как батюшка узнал о опоздании поезда? – думал после.

Так архитектору, делавшему первые чертежи начального здания паломнического центра, посчастливилось увидеть воплощенный труд многих-многих людей по молитвам и благословению нашего духоносного и дорогого отца Василия Ермакова.
Слава Богу за всё +

Архитектор Георгий Бойко, 2014

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Доброхот.

Истоки Петербургской благотворительности. 9 года 6 мес. назад #10161

Рассказ Елены Семеновны Борисовой.
Газета "Православная Русь" 2012 г.



Любите Россию!

Все мы, батюшкины чада, конечно же, знали о его малой Родине — о городе Болхове в Орловской области. Очень многие хотели попасть в этот город, чтобы увидеть вживую те места,в которых родился и вырос наш ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ.

В 2001 году батюшка подозвал меня и сказал: «Лена, а вот теперь пора поехать ко мне на Родину». Он сам разработал маршрут, сидел вместе со мной. Он сказал одно: «Вам не просто надо посмотреть святыни, вам надо ощутить те места, ту духовную радость, радость природы, которую можно найти только в центральной глубинке. Порадоваться тишине, полежать на травке, послушать птичек, подышать свежим воздухом, поесть хороших, качественных продуктов».

В первый раз мы поехали в Болхов в июне 2001 года. Маршрут состоял из тех мест, которые батюшка указал: это была Курская, Брянская, Калужская области, мы были в монастырях, посетили много святынь по благословению батюшки, и, конечно же, нас впечатлил сам город Болхов. Город как бы жил вне времени, удивлял своей тишиной, намоленностью, святостью. После этой поездки все больше и больше народу стало приезжать к батюшке на Родину. И возник уже вопрос о постройке гостиницы, потому что в городе Болхов была только муниципальная гостиница, маленькая.

В 2005 году батюшка благословил нас построить туристическо-паломнический комплекс «Болховская старина». Он сам выбрал тихое место на берегу реки Нугрь. Сам назвал нашу службу — «Болховская старина». Так же назвал нашу гостиницу, сам освятил главное здание. На сегодняшний день у нас уже три комфортабельных гостиничных корпуса, работают ресторан «Трапеза», баня.

Стал приезжать народ из Москвы, Белоруссии, Украины. Паломнические службы стали привозить людей. Едут из-за границы — из Австралии, Франции — посмотреть на эти удивительные благодатные места.

Очень радостно, что батюшкиными молитвами и трудами город возрождается духовно и экономически. Мы видим, как он расцветает с каждым годом.

Расскажу о первых впечатлениях, когда мы въехали в Болхов. Это было одиннадцать лет тому назад. Понятно было, почему батюшка, конечно, очень переживал за этот город. Мы увидели покосившиеся полуразрушенные церкви. Мы увидели Спасо-Преображенский собор — у меня еще остались фотографии — в каком-то кирпично-грязном цвете, на куполах росли березки. От Троицкого храма стоял практически один остов и наклонившиеся кресты. Внутри была копоть, грязь, потому что был пожар. Троицкая колокольня, которая сейчас удивляет своей красотой, была без купола, без колоколов, там валялось грязное сено.

Было очень больно смотреть на это все. И стала понятна великая скорбь батюшки за свой родной город, потому что он помнил Болхов красивым, когда там стояло 27 церквей и город славился благочестием на всю Россию.

Над городом был благодатный покров, но разруха, конечно, страшная. Троицко-Оптин монастырь, в котором сейчас хранится чудотворная икона Тихвинская, был практически разрушен. От Троицкого храма оставался только один остов с дырой в небо и больше ничего. Трудно было поверить, что все это можно возродить. Но батюшка крепко верил и молился.

И Господь не посрамил веры своего угодника. За одиннадцать лет Болхов превратился в жемчужину Орловского края.

Я еще хочу сказать, что когда мы въехали в город на большом белом автобусе одиннадцать лет тому назад, жители выбегали из своих домов, показывали на нас пальцем, у них были такие большие глаза от изумления: «Что же мы здесь забыли?» Они нас останавливали, хватали за руки и спрашивали: «Вы откуда?» Мы объясняли: «Мы из Питера приехали». И тут они совсем удивлялись: «Как из Питера, в нашу глушь? Что же здесь вы хотите найти?» И мы им стали объяснять: «Так вы что, вы посмотрите, у вас такие есть святыни, такие в городе источники чудотворные».

И, что интересно, постепенно местные жители стали гордиться своим городом. Если одиннадцать лет назад им было стыдно за свой город, что у них все это разрушено, и они не могли понять, что здесь хорошего, то сейчас любой житель города тебя может остановить и рассказать про святыни.

Наш батюшка свои силы духовные вложил не только в восстановление храмов, но и в восстановление душ человеческих. Люди изменились, потянулись в церковь. И это самое настоящее чудо Божией милости по молитвам нашего родного батюшки.

Когда приезжающие в Болхов туристы и паломники видят столько больших каменных храмов в маленьком городке с населением всего 13 тысяч жителей, впечатление это производит ошеломляющее. Главный собор — Спасо-Преображенский, шестипрестольный, двухэтажный, вмещает до 5 тысяч молящихся. В этом была широта души местных жителей, которые строили храмы.

Они хотели, чтобы их город прославлял Господа своим величием.

Я своим паломникам и туристам всегда говорила, когда вела экскурсии: «Вот, посмотрите, есть купеческие старые дома. Они совершенно маленькие, только для того, чтобы жить. Пусть он будет, там, двухэтажный, небольшой скромный дом. Но посмотрите — этот же самый купец, который построил себе маленький скромный домик, строит огромный шестипрестольный двухэтажный собор». Вот такая любовь к Богу.

Они понимали, что для себя достаточно минимума необходимого, а Богу надо отдать все самое лучшее, и сейчас у нас есть такая возможность — увидеть силу веры православной, можно сказать, наглядно.

Батюшка рассказывал: когда немцы оккупировали город Болхов, их так впечатлила его красота, красота соборов, количество храмов, что немцы назвали этот город “Кircher stadt” — «Город церквей». И сделали даже набор открыток, в которых запечатлели все храмы города. У нас есть несколько копий этих открыток.

К сожалению, было такое время в Болхове, что из всех храмов был открыт только один. А сейчас, если вы приедете в этот город, то удивитесь обилию действующих храмов. Вы вдумайтесь: Спасо-Преображенский собор, Троицкий, Афанасия Александрийского, Рождественский, Введенский, Георгиевский храмы и Троицкий монастырь. Семь храмов на 13 тысяч населения. И в каждом храме совершается литургия. Когда батюшка приезжал в Болхов, у меня было такое счастье с ним там встречаться, он мне всегда говорил: «Я тебя отведу на Добычку. К святому роднику». Все время спрашивал: «А ты была у Крестика?» Что такое крестик? А это, оказывается, тоже родник. А еще говорил: «Мы с тобой пойдем водички наберем. Там, где Всесвятское кладбище и бывший Всесвятский монастырь, есть родник». И постоянно мне рассказывал о каких-то родниках.

Но получилось так, что мы с ним вместе не дошли. И вот в прошлом году я решила вспомнить эти батюшкины заветы — пройти по всем родникам, по святым источникам, которые есть в Болхове. Оказалось, в самом городе существует семь святых источников, они, как маленькие жемчужинки, разбросаны по всему городу. Один родник называется Святой, находится недалеко от нашей гостиницы у реки Нугрь.

Батюшка часто туда ходил, набирал водички. Почему он рассказывал про эти святые родники?

Может быть, чтобы потом мы могли пользоваться этой благодатью Божией — набирать водичку, пить ее.

Две пожилые женщины, которые случайно — конечно, случайного ничего не бывает у Господа, — попали к нам в группу. И они вместе с нами поехали в Болхов, с нами ходили, слушали нас, в конце поездки они подошли со слезами на глазах и сказали: «Елена Семеновна, а мы первый раз в жизни перекрестились». А им где-то было уже лет под семьдесят. И я поняла, что ради этого момента, ради того чтобы те женщины первый раз перекрестились, уже будучи в преклонном возрасте, — ради всего этого батюшка благословил такие поездки.

Лет семь тому назад подошла к нашему автобусу женщина, а мы уже отправлялись в Болхов, и спросила: «Вы куда едете?»

Я ответила: «В Болхов». Она говорит: «А можно я с вами поеду?» У нее не было ни путевки на руках, ничего. Я спрашиваю: «А откуда Вы узнали вообще про нашу поездку?» Она отвечает: «Я увидела рекламу там, около источника, я запомнила только дату и время отправления. А куда вы едете, мне все равно, я хочу с вами поехать». Ну, у меня было место свободное, и я ее посадила. Всю неделю с нами она проехала. В общем, все хорошо. А через неделю я встречаю эту женщину возле храма. Она меня увидела, заплакала, обнимает меня, целует и говорит: «А теперь я Вам, Лена, расскажу всю правду». И она рассказала, что была больна раком IV степени. Она достала из сумки справку. Я лично, своими глазами видела эту справку: рак IV степени с метастазами. Если честно, если бы я это знала раньше, я бы по своему маловерию ее не взяла в поездку. А она тайком от детей решила: «Я должна ехать». И она поехала с нами. В первый день пила таблетки, а потом про них даже забыла. А когда приехала, — она же, естественно, стоит на учете, — сдала анализы на Березовой аллее, то, оказалось, что у нее никакого рака нет.

Вот, может быть, ради этой женщины. А может быть, ради той, которая много лет не могла спать ночью. Бессонница страшная. И когда я своим паломникам рассказывала, что в нашей гостинице такие замечательные кровати, что вы сразу засыпаете, она очень так горестно вздохнула и сказала: «Да, Лена, это мне не светит. Я уже очень много лет не сплю — у меня бессонница». На следующий день я собираюсь: «Где у меня? Кто опаздывает?» В автобусе все мы ехать должны. Одного человека нет. Опоздавшей оказалась та женщина, которая проспала. Проспала и сказала: «Первый раз за много лет я выспалась, потому что там — тишина, потому что там — благодать».

Вот таких историй я могу очень много рассказать… Кстати, еще очень интересный случай был, когда с нами поехали протестанты — муж с женой. Он ходил с тростью, потому что у него была травма, на него упала железобетонная стена на стройке, и вот когда он искупался в источнике в Жабыни, то буквально через час положил свою тросточку на заднее сиденье автобуса и ходил с гордостью без нее. И так это было приятно, когда жене своей он показывал, что у него исцелилась нога, и это очень радостно было.
Я всегда помнила, как батюшка говорил: «Каждого паломника вези на источник в Спас-Чекряк». Этот источник освятил священноисповедник Георгий Косов. Его святые мощи находятся в Спасо-Преображенском соборе. Место необыкновенное, благодатное. Вода этого источника целебная.

У моей хорошей знакомой беда была с мужем, пил сильно. Она стала привозить воду из источника со Спас-Чекряка и подливать ему в чай с молитовкой.

И в чай, и в борщ… И мне говорит: «Лена, ты представить не можешь: сидит муж, телевизор смотрит, в холодильнике пиво стоит, а он — не пьет». Исцелился, семья восстановилась, он ходит к нам в храм. Я вижу — стоит и молится. Вот такие чудеса. И таких чудес за одиннадцать лет у нас было много, и я могу целую книжку написать об этих чудесах, которые происходили у нас на глазах. Мы были свидетелями Силы Божией, Благодати Божией. Мы благодарны Богу и батюшке за то, что в нашей жизни есть этот удивительный город, эти святыни, которые дают нам радость и силы, помогают жить, духовно держаться.

Ну, конечно, чудом прежде всего было внутреннее изменение людей в поездках. Я видела, как светились их лица духовной красотой. Один паломник написал отзыв: «Я никогда не думал, что сорок человек, первый раз видящие друг друга, могут через неделю сродниться и быть ближе, чем родные братья и сестры».

Одна женщина подошла и сказала: «Я не знала Россию. Всегда считала, что у нас нет мест, где можно просто отдохнуть душой и телом, теперь я знаю, что есть место, святыня — тихий город Болхов». И она уже десять лет ездит туда одна, чтобы просто отдохнуть, получить духовную радость.

Батюшка очень любил Болхов, он расцветал там, напитывался силой благодати, силой родной земли. Он делал все, чтобы возродить этот город. Через него он учил нас чувствовать и понимать душу России. Батюшка вложил Болхов в наши сердца, и для многих этот город стал второй родиной. Батюшка повторял, что возрождение России начнется с возрождения малых городов, таких как Болхов. И всегда говорил: «Любите Россию». Он показал нам своим примером как надо относиться к Родине.

Сейчас батюшки с нами нет телесно, но я вам скажу, что люди, которые приезжают в первый раз в город, ощущают, что их ждут там с распростертыми объятиями. Мне звонят и говорят: «Вот мы приезжали в Болхов, знали батюшку понаслышке, к сожалению, но такое чувство, что батюшка нас там встречал, что он незримо присутствует в этом городе сейчас».

Кстати, батюшка благословил и литературные поездки. Ведь орловская земля богата творческими людьми. Это родина Лескова, Тургенева, Жуковского, Апухтина, Тютчева и многих других замечательных людей.

Батюшка говорил: «Приезжайте сами». Двери туристическо-паломнического комплекса «Болховская старина» открыты всегда. С радостью и любовью вас там встретят гостеприимные хозяйки, которые позаботятся о вас, познакомят вас с городом, покажут вам все святыни и исторические места. Вы можете совершенно спокойно приехать на машине. Дорога хорошая — батюшка всегда на машине ездил. Или сесть на поезд до Орла.

А там вас уже батюшка ждет.

Борисова Елена Семеновна
Учредитель туристическо-паломнического комплекса «Болховская старина»

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Доброхот.
  • Страница:
  • 1
Модераторы: evgeniАлексей Карпов
Время создания страницы: 0.044 секунд