Журнал / Осень 2006 № 6 / ПРАВОСЛАВИЕ В СВЯТОЙ РУСИ / Болхов - город Церквей. Народная культура, быт и обычаи болховичей
Приведем подробное описание свадебного обряда: «При браках в Болхове властной родительской воле отводится еще очень важная роль. Родительский выбор обязателен для молодежи. Правда, молодежь все более и более проникается сознанием и своего права в этом отношении, требует уже внимания к своим желаниям; но "общественное мнение" не одобряет этого новшества, не поддерживает его, и "родительская власть" может еще рассчитывать на порядочное долголетие. При выборе невесты обращается большое внимание на "породу"; наравне с нею, если не выше, ценится и приданое.
Приданое обязательно даже у последних бедняков. Почти всякая девушка несет в новую семью жемчуг. (В реке Нугрь добывали жемчуг. Река была полноводной и глубокой.) Жемчуг - это родовое женское достояние; оно переходит из поколения в поколение, дробясь между дочерьми по удельной системе. Как украшение - его употребляют на серьги, ожерелья и на головной убор.
Женский головной убор "кокошник" украшен жемчугом
О помолвке подруги невесты оповещают околоток торжественным боем в медный таз. Этот оригинальный набат, преследуемый полицией, производится на улицах. Свобода невесты со дня помолвки подвергается некоторым ограничениям: так, ей возбраняется бывать на вальяжах, любезничать с молодцами "постороннего ведомства". В вознаграждение за столь крупное лишение жених обязан посещать ее до брака чуть ли не ежедневно. С пустыми руками визиты не практикуются. Жениху, по обычаю, надо презентовать своей избраннице конфекты, пряности, духи, помаду и т.п.
До венца родные невесты и жениха дают "вечеринки". Настоящих гостей на эти пиршества приглашает особый вестовой. Это - гости званые. Но есть еще другого рода неизбежные гости - молодцы; они не взыскательны, на особые приглашения не претендуют: звуки медного таза для них то же, что пригласительный билет. Молодцы, случается, являются сущим бедствием вечеринок. Места им отводятся неважные: коридоры, передние, сени и прочие закоулки. Молодцы, впрочем, вполне довольны ими: тут никто не мешает им предаваться разгулу с подругами невесты и другими барышнями; в этих закоулках до некоторой степени повторяются поседочные сцены. Ведут себя молодцы с большою развязностью, переходящею частенько даже в настоящее буйство. От этого буйства не гарантированы ни хозяева, ни гости <...>.
Званые гости на вечеринках сидят в комнатах. Усадить их - дело нелегкое, так как местнические счеты в Болхове еще не вывелись. Вопрос этот обсуждается хозяевами на предварительных семейных советах. Посадить кого-нибудь ниже его достоинства - большая беда; в обиженном можно нажить себе опасного врага. При посадке принимаются в расчет и степень родства, и важность персоны, и последней иногда приходится отдать предпочтение, принесть ей в жертву кровные связи. Мужчин обычно сажают отдельно от женщин; но если стол один, то первых - одесную, а вторых - ошуюю. За что так обижается прекрасные пол - не знаем. Пиры бывают продолжительны. Они отличаются обилием жирных блюд и церемоний. По обычаю, каждого гостя "просят" скушать или выпить. Но гость не должен сразу исполнять просьбу: торопливостью можно уронить свое достоинство. Конечно, просьбы не ко всем одинаковы, как по количеству, так и по качеству. "Персон" упрашивают любезно, и долго и с необыкновенным красноречием, которому позавидовал бы сам несравненный Петр Петрович Петух; мелочь - напротив, просят только мимоходом.
Оставляя в стороне "серьезные" застольные беседы, эту принадлежность начала беседы, пока хмель не развяжет языки гостей, переходим прямо к тому времени, когда "общество" настроено уже игриво. Шутки сыплются со всех сторон. <...> За пирушкой следуют танцы, в них все принимают посильное участие. Кадриль, полька и другие модные танцы сравнительно недавно привились здесь; для них, однако, ощущается постоянный недостаток в кавалерах. Зато туземные самобытные пляски с вокалистикой доступны всем и каждому. Искусства тут большого не требуется: танцуй "всякий молодец на свой образец". Дамы то проплывут "белой лебедью", то покружатся на месте, помахивая неизбежными платочками. Кавалеры проделывают свои "па" кто как умеет.
Luke Fildes (1843-1927)."The Village Wedding"
Вечеринки тянутся чуть не до зари. Затем гости высыпают на улицу для прогулки по городу. Музыка вперед, а за нею гости в экипажах или пешком, смотря по средствам. Прогулка совершается при оглушительной музыке, под которую веселая ватага гостей танцуют либо в экипажах, либо прямо на улице, с развевающимися платочками в руках. Ребятишкам, сбегающимся на эти процессы, разбрасывают гостинцы.
Накануне венчания постель невесты торжественно перевозится в дом жениха; смотреть ее в тот же день собираются кумушки всего околотка - это не возбраняется. В день венчания пир у молодого идет без тещи; на следующий же день у молодых бывает последняя пирушка, с участием тещи; ее, с разными церемониями, приглашает сам зять. Есть обыкновение, чтобы после пира зять кланялся ей в ноги, в благодарность за хорошее "девичье поведение" жены; практикуется также вслед за пиром избиение сватьюшками недорогой посуды: горшков, кувшинов и проч. о стены спальни новобрачных.
В заключение свадьбы - пресловутая "баня". Новобрачных отправляют в настоящую баню, которая для читателей неинтересна. Гораздо занимательнее уличная "пародия" на баню, устраиваемая нередко гостями; в ней участвуют преимущественно женщины, наряженные в мужские костюмы. Процессия сопровождается "тазовою музыкою", а иногда и музыкантами; сваха, впереди, с помелом в руках, отхватывает трепака; прочие участницы также от времени до времени поют и пляшут, - и все это делается на ходу. Вереницы мальчишек и девочек тянутся во хвосте "бани" в качестве зрителей. Пройдя две-три улицы, все расходятся по домам - свадьба кончена.
Лет сто тридцать назад баня молодых имела другой, более дикий характер. Новобрачных тогда публично купали в мутных струях Нугря. Обыватели очень любили эти незатейливые зрелища и охотно ими любовались с берега. Один из таких примитивных спектаклей в шестидесятых годах завершился трагически. Подгулявшие гости так усердно отталкивали молодого от берега, что тот, уставши, пошел ко дну на большой глубине и погиб. С тех пор и обычай этот как-то сам собой упразднился»
___________________________________
Национальный костюм