Партнеры
10
Вт, дек
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2

ТЕМА: Болховские обряды, традиции и быт

Болховские обряды, традиции и быт 5 года 10 мес. назад #8295

Болховские обряды, традиции и быт.

Национальные обряды и традиции – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
_______________________________
Крещение
Болховские приметы и гадания в "крещенский вечер"




По народным поверьям, канун Крещения т.е вечер 18 января, знаменитый "крещенский вечерок", - время разгула нечистой силы. Она норовит проникнуть в дом оборотнем - в любом обличье. Чтобы оградить жилище от проникновения в дом нечистой силы, ставят мелом на всех дверях и оконных рамах знаки креста, который считается надежной защитой от всего бесовского. Не поставь в крещенский сочельник креста на дверях - быть беде, считали в старину.

В Болховском уезде существовал обычай, описанный и у В. А. Жуковского , - бросание башмачка. Девушки выходили за околицу и бросали перед собой башмачок с левой ноги. Смотрели, в какую сторону указывает носок башмака - оттуда и приедет жених и в ту сторону девушке уезжать из родного дома. Если носок башмака указывал назад, к деревне, это означало, что девушка в этом году замуж не выйдет.

Ещё у болховчан был обычай поутру в день Крещения, после церковной службы умыться снеговой водой: по примете, от этого "без белил белыми бывают, без румян румяными". Можно не ограничиваться умыванием, а попробовать искупаться в проруби. Издавна на Руси был обычай купаться в проруби на Крещение, несмотря на то что крещенские морозы считались самыми жестокими.
Те, кто гадал в ночь под Новый год, на Святки и на Крещение, кто во время Святок ходил ряжеными, купались или обливались водой обязательно: тем самым они смывали грех, потому что гадания всегда считались сговором с нечистой силой.

Старушки под Крещение собирали снег со стогов, считая, что только он один может действительно добела выбелить холстину. Кроме того, считалось, что этот снег может сохранить воду даже в засушливых колодцах на весь год. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги: онемение в ногах, головокружение и судороги.

Среди крестьян было распространено поверье, что на Водокрещи, как на Пасху, Ивана Купалу и Рождество, играет солнце. Считалось, что в эту ночь «отверзаются небесные врата; пресветлый рай, в котором обитает солнце, открывает свои сокровища; воды в реках и источниках приходят в движение и при этом претворяются в вино; на деревьях являются цветы и зреют золотые яблоки». Ночь под Крещение считается наиболее благоприятным временем молитвы к Богу о самом сокровенном.

Крещенское водосвятие.Худ. Борис Михайлович Кустодиев

Главное событие этого дня — водосвятие, для чего в одном из водоёмов делается прорубь — Иордань. После торжественного крестного хода совершается молебствие. После молебна в проруби купаются: больные — излечиться от болезни, а здоровые — очиститься от греха. В основе зимнего купания русских лежит древний языческий обычай ритуального очищения водой. Верили, что сама прорубь и место вокруг неё обладают чудесной силой.

[/b][/color]
______________________________

Приближается "Татьянин " день. В этот день Русская православная церковь почитает: мученицу Татиану . В этот день принято ставить свечи за успехи в учёбе. Мученице Татиане молятся в трудном учении и просвещении.
Ещё в этот день пекли хлебную ковригу в виде солнца, приглашая светило поскорее вернуться к людям. Такие караваи ели всей семьёй, чтобы каждому достался «кусочек солнца». Девушки в деревне рано поутру, нарядившись, шли на реку, где выбивали и мыли половики. По традиции, обратно нести половики им помогали парни. Затем половики развешивались по заборам, чтобы все видели красоту и чистоту половиков, а по ним судили и о девушке.
К этому дню девушки мастерили небольшие метёлочки из тряпочек и перьев. Считалось, что если такую метёлочку незаметно положить в *бабий кут в доме желанного парня, то парень уже точно на ней женится, а их совместная жизнь будет долгой и счастливой. Матери отлично знали эти уловки и тщательно выбирали невесту, которой удастся «спрятать» веничек.
В этот день женщины свивали клубки пряжи как можно туже и крупнее, чтобы кочаны капусты уродились тугими и крупными.
Селяне считали, что женщина, родившаяся в этот день, будет хорошей хозяйкой: «Татьяна и каравай печёт, и половики по реке бьёт, и хоровод ведёт»[/b][/color]


Бабий кут у печи(справа за занавеской)

*бабий кут(ок, закуток) -— пространство избы (хаты) между устьем русской печи и противоположной стеной, где шли женские работы.
В бабьем углу находились ручные жернова, судная лавка с посудой, надблюдники. Отделялся от остального пространства избы грядкой, под которой подвешивалась кутная занавеска, а часто и дощатой перегородкой. Мужчины даже своей семьи старались не заходить в печной угол, а появление здесь постороннего мужчины было недопустимым и расценивалось как оскорбление.
Во время сватовства невеста находилась за кутной занавеской, отсюда выходила нарядно одетая во время смотрин, здесь же она ожидала жениха, чтобы ехать в церковь; выход невесты из печного кута в красный угол рассматривался как прощание с отчим домом.

______________________________

Берещенье
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

Кулачные бои 5 года 10 мес. назад #8871

Кулачные бои

В Древней Руси часто проводились кулачные бои. Существовади они в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Власть обычно не поощряло, но и не преследовало кулачных боев. Существуют сведения, что Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа» При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью.Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников померяться с ним силой. Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя», но за них по прежнену не наказывали.

худ. Иван Елусов Кулачный бой

Кулачные бои в Болхове — устраивались зимой в период святок и на масленицу на реке Нугрь, и на Троицу на "нижне-монастырском лугу"". Он давал возможность мужской части показать перед всеми свою удаль и молодечество. 26-29 июня 1792 года, утверждена Тихвенская ярмарка, которая ежегодно 26 по 29 июня проходила на монастырской земле Болховского мужского монастыря. С тех пор кулачные бои стали обязательной частью ярмарки.Бойцы и зрители съезжались со всех окрестных мест.

Команды составлялись по признаку социальной или территориальной общности участников. Друг с другом могли биться две слободы, две улицы , «монастырские» крестьяне с помещичьими и т. д. Кулачные бои готовились заранее: команды сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников.
Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар.
Бой на кулаках мог проводиться в двух вариантах: «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».
При битве «стенка на стенку» бойцы, выстроившись в один ряд, должны были удержать его под давлением «стенки» противника. Это был бой, в котором использовались различного рода тактические военные приемы. Бойцы держали фронт, шли клином — «свиньей», меняли бойцов первого, второго, третьего ряда, отступали в засаду и т. п. Бой кончался прорывом «стенки» противника.
При битве «сцеплялка-свалка» каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим. Русский кулачный бой, в отличие от драки, шел с соблюдением определенных правил, к которым относились следующие: «не бить лежачего», «не биться по-увечному», «мазку не бить», то есть в случае появления у противника крови заканчивать с ним бой. Нельзя было наносить удары сзади, с тыла, а биться только лицом к лицу. Важным моментом кулачного боя было и то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Битву начинали обычно подростки, их сменяли на поле парни, а затем вступали в бой молодые женатые мужчины — «сильные бойцы». Такой порядок поддерживал равенство сторон. Бой начинался с прохода главных бойцов, то есть парней и мужиков, в окружении подростков к выбранному месту боя. На поле парни становились двумя «стенками» -командами друг против друга, демонстрируя свои силы перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя соответствующими выкриками.

В это время на середине поля подростки устраивали «сцеплялку-свалку», готовясь к будущим боям. Затем раздавался клич атамана, за ним общий рев, свист, крик: «Даешь боя», и начинался бой. Наиболее сильные бойцы включались в битву уже в самом конце. Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия молодых, давали советы тем, кто еще не вступил в бой. Завершался бой бегством противника с поля и общей веселой попойкой участвовавших в нем парней и мужиков. Кулачные бои сопровождали русские празднества на протяжении многих веков.[/b][/color]
________________________________

..."Вообще во время путешествий отец бывал очень весел и остроумен и очень интересен, так он входил в быт русский и умел рассказывать. Он очень наслаждался бытом Болхова, который в то время и гораздо позднее оставался, словно в 14-м и 15-м столетии. Одно прозвище болховитян “дулепы”26 приводило его в восхищение.
Ведь в те глубокие времена, когда кругом жило племя вятичей, кривичей, в болховском крае жили дулепы, совершенно утратившие свое происхождение и сохранившие это название в презрительном обращении к ним соседних городов (Орел, Мценск, Белев). “Ах, вы Дулепы!” — восклицали они на бестолковых болховитян.
Еще в царствование Николая I в Болхове сохранялся вечевой колокол, и в него один раз даже зазвонили во время какой-то смуты. Народ сбежался, но не знал, что делать дальше. Николай I велел сослать колокол, кажется, в Вятку.
Болхов в мое время был полон своеобразных обычаев: устраивались кулачные бои, на свадьбу приглашалась вся улица (своя), а соседние дебоширили. На Троицын день устраивался смотр невест, а старухи с громадными вениками из сирени сидели на лавочках перед домами, а девушек катали по улице. Многие еще носили чудесные высокие кички из парчи, и даже из жемчуга. Считалось необходимым давать в приданое именно жемчуг. Все болховитяне картавят"...
М. В. Беэр СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА ЕЛАГИНЫХ — БЕЭР.ВОСПОМИНАНИЯ.
Тетрадь 1(1823—1870-е гг.)
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

МАСЛИНИЦА - любимый народом праздник 5 года 10 мес. назад #8894

Приближается МАСЛИНИЦА - любимый народом праздник. Это проводы зимы. Народ радуется приходу весны. Идут гулянья, песни, пляски.


Живопись Анны Виноградовой

В 2014 году Масленица будет праздноваться в период с 23 февраля по 2 марта.
Праздник Масленицы - это 7 дней радости и изобилия! Поэтому и любят этот праздник в народе, поэтому и зовут Масленицу ласково: «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная Масленица», «веселая», «перепелочка», «объедуха», «ясочка». И нет такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица! Ведь потом долгих семь недель, до самой Пасхи, нельзя будет веселиться, плясать да смеяться, очищаясь от грехов мирских.
Раньше в народе говорили, что тот, кто не веселится на Масленицу "будет жить в горькой беде и жизнь худо кончит". И действительно, как можно пройти мимо этого праздника жизни - с шумными забавами, веселыми и массовыми гуляньями.
В каждом городе, селе, деревне Масленицу всегда встречали широко и весело, с песнями и плясками, с разнообразными забавами. Кулачные бои, катания на санях, перетягивание каната, купание в ледяных прорубях, лазанье по шесту за призом, игры с медведями, наконец, сжигание соломенного чучела Масленицы.
Во время масленичной недели каждый день имеет своё название, а сама неделя разделяется на два периода – это Широкая Масленица и Узкая Масленица.
Первые три дня: с понедельника по среду - Узкая Масленица, следующие четыре дня: с четверга по воскресенье – Широкая Масленица. Во время Узкой Масленицы можно заниматься работой по дому, а уже с четверга работы завершались, начиналась Широкая Масленица.
Понедельник — встреча. В понедельник начиналась Узкая Масленица. Свекор со свекровью утром отправляли невестку к отцу и матери на день, а сами вечером приходили в гости к сватам. Они обговаривали состав гостей, место и время гуляний.
Вторник — заигрыш. Во второй день обычно происходили смотрины невест. По сути, все обряды масленицы сводились к сватовству, для того, чтобы сыграть свадьбу на Красную горку, после Великого поста. Молодые люди с утра катались с гор, звали родных и знакомых на блины.
Среда — лакомки. В это день к тёще на блины приходил зять. Тёща показывала своё расположение к мужу дочери. Тёща кроме зятя приглашала и других гостей.

Василий Суриков. Взятие снежного городка

Четверг — разгул (Разгуляй, Широкий разгул, Перелом, Широкий четверг, Разгульный четверток). Главным действием в четверг являлся штурм и захват снежного городка. Смыслом широкого четверга и всей Масленицы являлся выплеск негативной энергии, накопившейся за зиму, и разрешение конфликтов между людьми.
Пятница — тёщины вечёрки. В пятницу в гости к зятю с ответным визитом приходила уже тёща. Блины пекла дочь.
Тёща приходила к зятю в гости с родственниками и подругами. Зять демонстрировал свое расположение к тёще и её родственникам.
Суббота — золовкины посиделки. В этот день невестки приглашали золовок и родственников мужа в гости. Невестка должна была подарить какой-нибудь подарок золовке.
Воскресенье — проводы. Этот день называют Прощенный день, Целовальник.
.
К. Крыжановский. Прощеный день в крестьянской семье. XIX в.

Последний день Масленицы — Прощёное воскресенье и является кульминацией всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. За все причиненные за прошедший год обиды, близкие люди просили друг у друга прощения. Вечером в Прощеное воскресенье поминали усопших. В этот день ходили в баню. Торжественно сжигали в конце праздника чучело Масленицы, пепел рассыпали по полям.[/color]

Художник: Кожин Семён Леонидович
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

Болховские обряды, традиции и быт 5 года 10 мес. назад #8925

Журнал / Осень 2006 № 6 / ПРАВОСЛАВИЕ В СВЯТОЙ РУСИ / Болхов - город Церквей. Народная культура, быт и обычаи болховичей



Приведем подробное описание свадебного обряда: «При браках в Болхове властной родительской воле отводится еще очень важная роль. Родительский выбор обязателен для молодежи. Правда, молодежь все более и более проникается сознанием и своего права в этом отношении, требует уже внимания к своим желаниям; но "общественное мнение" не одобряет этого новшества, не поддерживает его, и "родительская власть" может еще рассчитывать на порядочное долголетие. При выборе невесты обращается большое внимание на "породу"; наравне с нею, если не выше, ценится и приданое. Приданое обязательно даже у последних бедняков. Почти всякая девушка несет в новую семью жемчуг. (В реке Нугрь добывали жемчуг. Река была полноводной и глубокой.) Жемчуг - это родовое женское достояние; оно переходит из поколения в поколение, дробясь между дочерьми по удельной системе. Как украшение - его употребляют на серьги, ожерелья и на головной убор.

Женский головной убор "кокошник" украшен жемчугом

О помолвке подруги невесты оповещают околоток торжественным боем в медный таз. Этот оригинальный набат, преследуемый полицией, производится на улицах. Свобода невесты со дня помолвки подвергается некоторым ограничениям: так, ей возбраняется бывать на вальяжах, любезничать с молодцами "постороннего ведомства". В вознаграждение за столь крупное лишение жених обязан посещать ее до брака чуть ли не ежедневно. С пустыми руками визиты не практикуются. Жениху, по обычаю, надо презентовать своей избраннице конфекты, пряности, духи, помаду и т.п.

До венца родные невесты и жениха дают "вечеринки". Настоящих гостей на эти пиршества приглашает особый вестовой. Это - гости званые. Но есть еще другого рода неизбежные гости - молодцы; они не взыскательны, на особые приглашения не претендуют: звуки медного таза для них то же, что пригласительный билет. Молодцы, случается, являются сущим бедствием вечеринок. Места им отводятся неважные: коридоры, передние, сени и прочие закоулки. Молодцы, впрочем, вполне довольны ими: тут никто не мешает им предаваться разгулу с подругами невесты и другими барышнями; в этих закоулках до некоторой степени повторяются поседочные сцены. Ведут себя молодцы с большою развязностью, переходящею частенько даже в настоящее буйство. От этого буйства не гарантированы ни хозяева, ни гости <...>.

Званые гости на вечеринках сидят в комнатах. Усадить их - дело нелегкое, так как местнические счеты в Болхове еще не вывелись. Вопрос этот обсуждается хозяевами на предварительных семейных советах. Посадить кого-нибудь ниже его достоинства - большая беда; в обиженном можно нажить себе опасного врага. При посадке принимаются в расчет и степень родства, и важность персоны, и последней иногда приходится отдать предпочтение, принесть ей в жертву кровные связи. Мужчин обычно сажают отдельно от женщин; но если стол один, то первых - одесную, а вторых - ошуюю. За что так обижается прекрасные пол - не знаем. Пиры бывают продолжительны. Они отличаются обилием жирных блюд и церемоний. По обычаю, каждого гостя "просят" скушать или выпить. Но гость не должен сразу исполнять просьбу: торопливостью можно уронить свое достоинство. Конечно, просьбы не ко всем одинаковы, как по количеству, так и по качеству. "Персон" упрашивают любезно, и долго и с необыкновенным красноречием, которому позавидовал бы сам несравненный Петр Петрович Петух; мелочь - напротив, просят только мимоходом.

Оставляя в стороне "серьезные" застольные беседы, эту принадлежность начала беседы, пока хмель не развяжет языки гостей, переходим прямо к тому времени, когда "общество" настроено уже игриво. Шутки сыплются со всех сторон. <...> За пирушкой следуют танцы, в них все принимают посильное участие. Кадриль, полька и другие модные танцы сравнительно недавно привились здесь; для них, однако, ощущается постоянный недостаток в кавалерах. Зато туземные самобытные пляски с вокалистикой доступны всем и каждому. Искусства тут большого не требуется: танцуй "всякий молодец на свой образец". Дамы то проплывут "белой лебедью", то покружатся на месте, помахивая неизбежными платочками. Кавалеры проделывают свои "па" кто как умеет.

Luke Fildes (1843-1927)."The Village Wedding"

Вечеринки тянутся чуть не до зари. Затем гости высыпают на улицу для прогулки по городу. Музыка вперед, а за нею гости в экипажах или пешком, смотря по средствам. Прогулка совершается при оглушительной музыке, под которую веселая ватага гостей танцуют либо в экипажах, либо прямо на улице, с развевающимися платочками в руках. Ребятишкам, сбегающимся на эти процессы, разбрасывают гостинцы.

Накануне венчания постель невесты торжественно перевозится в дом жениха; смотреть ее в тот же день собираются кумушки всего околотка - это не возбраняется. В день венчания пир у молодого идет без тещи; на следующий же день у молодых бывает последняя пирушка, с участием тещи; ее, с разными церемониями, приглашает сам зять. Есть обыкновение, чтобы после пира зять кланялся ей в ноги, в благодарность за хорошее "девичье поведение" жены; практикуется также вслед за пиром избиение сватьюшками недорогой посуды: горшков, кувшинов и проч. о стены спальни новобрачных.

В заключение свадьбы - пресловутая "баня". Новобрачных отправляют в настоящую баню, которая для читателей неинтересна. Гораздо занимательнее уличная "пародия" на баню, устраиваемая нередко гостями; в ней участвуют преимущественно женщины, наряженные в мужские костюмы. Процессия сопровождается "тазовою музыкою", а иногда и музыкантами; сваха, впереди, с помелом в руках, отхватывает трепака; прочие участницы также от времени до времени поют и пляшут, - и все это делается на ходу. Вереницы мальчишек и девочек тянутся во хвосте "бани" в качестве зрителей. Пройдя две-три улицы, все расходятся по домам - свадьба кончена.

Лет сто тридцать назад баня молодых имела другой, более дикий характер. Новобрачных тогда публично купали в мутных струях Нугря. Обыватели очень любили эти незатейливые зрелища и охотно ими любовались с берега. Один из таких примитивных спектаклей в шестидесятых годах завершился трагически. Подгулявшие гости так усердно отталкивали молодого от берега, что тот, уставши, пошел ко дну на большой глубине и погиб. С тех пор и обычай этот как-то сам собой упразднился»
___________________________________
Национальный костюм
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

Болховский обряд изгнания тараканов. 5 года 9 мес. назад #9064

Болховский обряд изгнания тараканов.



"Крупные черные тараканы в доме - к богатству, и морить их во многих семьях считается за тяжкий грех. За несколько дней до пожара, как замечают некоторые, тараканы оставляют тот дом, в котором будет пожар. Если между мелкими тараканами-прусаками появятся белые, нужно ожидать сильного мороза" .В русских деревнях тараканов, как мух и блох, выводили с помощью особых обрядовых действий: "Изгнание тараканов иногда производится торжественно, всей семьей.Схватят таракана, перевяжут ниточкой посреди тела; за ниточку возьмется вся семья и тянет насекомое, словно неимоверную тяжесть. При этом стараются не смеяться и хранить строгое молчание; если кто из исполнителей рассмеется, относят таракана на прежнее место и снова принимаются тащить насекомое. Оставляют таракана где-нибудь на улице.В Болховском уезде Орловской губернии на заре перевяжут таракана ниточкой и, не отвечая ни на чьи вопросы, с важным видом, везут его к реке" .Подобные обрядовые действия обычно приурочивались к Семенову дню, 14 сентября (см. МУХА). Но иногда насекомые изгонялись и на Пасху. "Делается это таким образом: когда хозяин придет после обедни домой, он не должен входить прямо в избу, а должен сперва постучаться. Хозяйка же, не отворяя дверей, спрашивает: "Кто там?" - "Я, хозяин твой, - отвечает муж, - зовут меня Иван. Ну, что, жена, чем разговляться будем?" - "Мы-то разговляться будем мясом, сметаной, молоком, яйцами". - "А клопы-то чем?" - "А клопы - клопами". Крестьяне уверены, что, подслушав этот диалог, клопы или испугаются и убегут из избы, или набросятся друг на друга и сами себя съедят.Есть еще и другой, более упрощенный способ изгнания клопов и всяких паразитов: когда хозяева идут от обедни с пасхами, какая-нибудь старуха берет веник и кричит: "Прусаки, и тараканы, и всякая гадина, выходите вон из избы - Святая пасха идет". Это восклицание должно быть повторено три раза, при чем старуха усиленно метет веником к порогу и трижды машет им за порог. Когда же пасха придет уж на порог, старуха швыряет веник за порог, как можно дальше, и тем самым намечает путь отступления для всякой избяной нечисти" . Для выведения тараканов используют различные растения, так, "если положить несколько пучков сушеных цветов чернобыльника и тысячелистника в такие места, где много водится тараканов, то в короткое время их не будет там" .

ТАРАКАНЫ
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

Освящение "Четверговой соли" 5 года 9 мес. назад #9114

Обряд освящения "Четверговой соли"

Многие русские традиции не сохранились и утеряны. Но в Болхове жив обычай освящения соли в чистый четверг.




Четверговую соль (чёрную соль) приготовляют в Чистый четверг на Страстной неделе перед Пасхой.

Черную соль готовили на весь предстоящий год и именно эта соль обладала целительными свойствами и способствовала очищению тела и души. Четверговая соль помогала в болезнях. Это было замечено. Для этого крупную каменную соль надо истолочь в ступке (брать йодированную мелкую соль нельзя!). Четверговая соль готовилась в русской печи, ее заворачивали в тряпочку и перепекали в печи. Сейчас используют духовку газовой плиты.

По другому рецепту соль смешивали с густой квасной гущей, в которой соль растворялась, и выпаривали смесь в печке (в наше время в городах перепекают в духовке, хотя это и отступление от правил). В остывшей смеси квасную гущу отвеивают от соли.
Можно использовать размоченный ржаной хлеб. Разрезают буханку и просто внутрь огромной буханки засовывают соль. Кладут в русскую печь. Читают три раза молитвеу"Отче.." Хлеб выгорает, и остается черная соль. Вот и все - никакой магии... Только молитва и соль. Два компонента.
Затем смесь измельчают и просеевают через сито.
Четверговая соль имеет черный цвет и особый приятный вкус.
Конечно, чёрная соль вкусна и полезна, её требуется значительно меньше обычной.
Пасхальные яйца было принято есть с четверговой чёрной солью. Любые блюда, сдобренные ею, более ароматны. Считается, что четверговая соль не теряет целебных свойств никогда...

Но в Болхове используют и упрощённый обряд освящения соли. Так в храме Троицы ежегодно в чистый четверг, после службы, над солью принесенной прихожанами, батюшка читает молитву освящения соли. Соль используется обычная в пачках из магазина. Молитва имеется в молитвослове.

Главное применение соли - просто солить пищу. Вторая важная традиция: когда болела скотина, то соль подмешивали в пищу. Обычно скот поправлялся.
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

Обряд освящения АРТОСА 5 года 8 мес. назад #9142

Обряд освящения АРТОСА

Приближается светлый праздник Пасхи.
Все знают, что такое кулич, соблюдают традицию освящения кулича, но не все знают, что такое АРТОС .




Артос, - обрядовый, священный хлеб.
Артос еще называют просфора всецелая, то есть церковный священный хлеб.

Каждый верующий человек сам определяет для себя соблюдать ли ему все церковные традиции или нет. Но при этом, практически нет на земле христианина, который бы не праздновал светлый церковный праздник – Пасху.

Но при этом не каждый знает, какие обычаи есть в церкви во время и после Пасхи.

Наверно многие, приходя в церковь в эти праздничные дни, обращали внимание на то, что в ней стоит хлеб. Однако это не простой хлеб. По церковным традициям он называется – артос. Это дрожжевой хлеб, который освещается на Пасху и стоит в церкви всю неделю после нее.
Артос (освященный хлеб) стоит в церкви на самом видном месте, возле него всегда находиться икона Воскресеня Господня. Располагается этот священный хлеб на солее. Это специальный стол, с покатым верхом.


В праздничные дни в церкви может быть изготовлено несколько артосов. Но все они стоят в одном месте и все вместе освящаются на первой литургии в Пасху.

Освещается артос особой молитвой, которая читается на первой литургии Пасхи. Кроме того, важным обрядом также является то, что на протяжении всей Светлой седмицы священник читает молитву и после каждой литургии проносит артос вокруг церкви, возвращая его всегда на место. Таким образом, на протяжении всей недели с артосом совершается крестный ход.
По происшествию светлой седмицы после Пасхи артос раздробляют и раздают всем прихожанам в церкви. Этот хлеб хранится как святыня, рядом с иконами , так он вбирает в себя всю духовную силу. Артос, кушают только в особых случаях. , как правило, при сильной болезни или иной большой беде. Когда такой хлеб испортиться его нужно сжечь.
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

Болховские обряды, традиции и быт 5 года 8 мес. назад #9143

Обычай выпускать птиц на волю


Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович, Птицелов 1895

С незапамятных пор в Болхове соблюдался добрый обычай — выпускать на Благовещенье и на Пасху птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдался повсеместно: и по селам, и в городе. Этим празднуется приход весеннего тепла. К этому дню нарочно ловили бедные люди птичек и приносили на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом , вспоминающим, при виде чирикающих пернатых пленниц, о завещанном стариною обычае.

В своем письме из Кишинева Н. И. Гнедичу 13 мая 1822 г. А. С. Пушкин писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это». К письму приложено было известное стихотворение:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью:
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

Пушкин 1906



Благовещение. Зайцев Николай Егорович

У деревенской детворы был целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю.

«Уж ты, ластовка, ты косатая,
Ай лели-лели, ты косатая!
Ты возьми ключи, лети на небо.
Ай лели-лели, лети на небо!
Ты запри зиму, отомкни лето.
Ай лели…»
[/color]
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

Болховские обряды, традиции и быт 5 года 8 мес. назад #9152

Обряд встречи весны,-"Жаворонки"
(ритуальная встреча возвращающихся с юга птиц)




Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. 22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.
Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.




На Жаворонков в деревнях, и в городе, исполняли обряды с явными языческими корнями: рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. Жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну:

Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!



Икона «Сорок мучеников Севастийских» из православной церкви Сорока Мучеников расположенной в колокольне Храма Гроба Господня

Христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними. Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

Болховские обряды, традиции и быт 5 года 8 мес. назад #9155

Народный праздник – Герасим -Грачевник


Алексей Кондратьевич Саврасов
Грачи прилетели, 1871
Государственная Третьяковская галерея, Москва


В нашем Болховском районе церковный праздник в честь преподобного Герасима совпадал с одним из первых признаков приближающейся весны - прилетом грачей, отчего день 17 марта и получил название "Герасим - Грачевник". В народе говорили: "Грач на горе - так и весна на дворе", "Увидел грача - весну встречай". По поведению грачей в этот день судили о характере весны: "Коли грачи прямо на старые гнезда летят - весна будет дружная, полая вода сбежит вся разом". Если же грачи прилетали раньше 17 марта, в этом видели дурную примету, предвещавшую голодный год. Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - "грачей".
Грачей, как и любых других перелетных птиц, на Руси всегда очень любили. С ними связывали приход весны, установившуюся теплую погоду, начало работы на полях и ожидание урожая. Кроме того, грачи приносили неоценимую пользу земледельцу, уничтожая мелких насекомых-вредителей. Также считалось, что грач обладает «ценным» умением прогонять кикимор со двора. Если эти птицы гнездятся возле дома, это коварное существо больше не будет досаждать хозяевам своими пакостями.
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.
  • Страница:
  • 1
  • 2
Время создания страницы: 0.214 секунд