Партнеры
25
Чт, апр
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

ТЕМА: ГОРОД БОЛХОВ – ЦЕНТР БОЛХОВСКОГО РАЙОНА.

ГОРОД БОЛХОВ – ЦЕНТР БОЛХОВСКОГО РАЙОНА. 11 года 3 нед. назад #6085

[/url]

(С) В.И. Агошков.
Орельские места. Город Болхов, ч.1


Болховский район (площадь 1,3 тысячи кв. км) граничит: на юге – с Орловским, на востоке – со Мценским, на западе – со Знаменским районами Орловской области. На севере – с Калужской и Тульской областями. От г.Болхова до г.Мценска – 50 километров, до г.Орла – 56 км. Если учесть, что от Орла до Мценска – 49 километров, то, соединив прямыми линиями Болхов, Мценск и Орёл, получим почти правильный треугольник, на вершинах которого и разместились указанные города.

Если смотреть на данный треугольник со стороны Москвы, то он будет напоминать клин, по флангам которого располагаются Болхов и Мценск, а на острие – Орёл. Подобными «клиньями» Москва вклинивалась в степь, а потому значение Болхова и Мценска велико. В связи с этим возможно такое толкование топонима Болхов: «Полхов// Полехов», т.е. города на границе Дикого Поля?! Нам привычнее, что «полехи» – это жители лесов, т.е. Полесья.
Полехи – этнотерриториальная группа в составе русского народа, генетически напрямую связанная с древним балтским населением так называемой области Полесье,место на стыке трех областей – Калужской, Орловской и Брянской. Географически это линияд.БЛИЗНА Герасимовской с\а -с.Середичи Хуторской с/а - с.Вязовая Медвёдковской с/а Болховского района

Писатель И.С. Тургенев к своему рассказу «Певцы» сделал такое примечание:

Полехи

Фрагмент подола женской рубахи (село Подбужье, Хвастовичского района Калужской области)


«Полехами называются обитатели южного Полесья, длинной лесной полосы, начинающейся на границе Болховского и Жиздринского уездов.

Восточный участок полесской границы – река Вытебеть до впадения ее в Жиздру,
Они отличаются многими особен-ностями в образе жизни, нравах и языке. Заворотнями же их зовут за подозрительный и тугой нрав».

Но не исключено, что слово «полехи» произошло от ляхов, т.е. поляков. Отсюда следует, что Болхов был образован предками поляков. Откуда они сюда попали? А очень просто: В «Повести временных лет» говорится, что были два брата – Радим и Вятко. От первого пошли радимичи, а от второго – вятичи.


Радимичи и Кривичи

Последние, как известно, заселили реку Оку где-то в 8-9 веках. А поскольку, по утверждениям учёных, Радим и Вятко пришли от «ляхов», т.е. поляков, то и Болхов мог быть основан вятичами-поляками, или очень близким к полякам племенем. Следует подчеркнуть, что в начале XVII века, во время так называемой «Смуты», когда наша земля оказалась в эпицентре событий, коренным образом влияющих на положение в стране, к самозванцам Лжедмитрию и поддерживающих его полякам, сложилось отрицательное отношение.

Думаем, что оно не совсем справедливое. Не следует забывать, что цари Романовы – немцы по национальности, всё делали для того, чтобы очернить поляков. Это, как видим, в какой-то мере удалось. А ведь поляки в 1601г приходили в Москву с весьма добрыми намерениями: создать между Польшей, Литвой и Россией федеративный союз. Идея славянской общности возникла в польской литературе ещё в XV веке и была широко распространена среди высших слоёв западнорусского общества. Канцлер Речи Посполитой Лев Сапега, например, говорил в Москве, что народы, управляемые Борисом Годуновым и Сигизмундом III, «происходят от единого народа славянского» и «суть одной веры и одного языка».

За 400 лет многое в мире изменилось. Мы, наверное, сейчас не так чувствуем своё родство с поляками, как её чувствовали наши предки в конце XVI и начале XVII вв.


Леший, хозяин леса

Конечно, существуют другие точки зрения по поводу названия Болхова. «Полехов» мог быть образован от слова «лешие»: мелких духов, обитавших в лесу. К таким «мелким духам» наши предки относили лесовиков, лешаков, лукавых (согнутых и искривлённых, как луки, внешне и внутренне), бесов, анчутков (помесей чертей и уток), оборотней, волкодлаков, Бабу Ягу, и т.п. Человек, выходя из дома в лес или поле, постоянно ожидал встречу с какими-то «мелкими духами», которых, конечно, умилостивливал. О том, что «от леших» могли быть поименованы населённые пункты, говорят такие названия деревень: Лехановка – во Мценском и Лешня – в Кромском районах.

Не исключаем, что имя Альшань также принадлежит этому ряду.
«Полхов» – это «пол хов», т.е. «половина хов». Что такое «хов»? Это может быть ХОЛМ. Известно, что Болхов называют городом девяти Холмов! Н. Шанский и др. пишут, что слово Холм считается общеславянским заимствованием из древне-германского языка (сравни: древне-английское holm – «высота»). Сейчас в районе есть пос. Холм – единственный с подобным названием в области. Наверное, не случайно…

«Хов» – от ХОД, ХОДИТЬ? Болхов находится на так называемом «Свинаке», т.е. древней дороге из Киева в Москву. Не есть ли имя Болхова от «большой ход», т.е. расположенный на Большой Дороге?!

Соседи Болхова: пгт. Хотынец – от Ходынец, село Хотетово – от Ходетово, известные Котовки, Коты – от Ходовки, Ходы.

«Хов» – от ХОЛКА. Возможно, пишут Н. Шанский и др., ХОЛКА образована от ХОЛИТЬ. ХОЛКА – место, по которому гладят лошадь. Болхов – «большая холка»? Холка – Холмка?
«Хов» – от КОВ. Основа КОВ дала слова КОВАТЬ, КУЗНЕЦ. Следовательно, в этом случае Болхов – это город КУЗНЕЦОВ?!

«Хов» – от ГОВ. Болгов//Бологов//Благое место?!
Болхов: от «полков – полкан»? Как пишут составители книги «Мифы древних славян» (1993) А.И. Баженова и В.И. Вардугин, ПОЛКАН – мифологическое существо, характерное для славянских берегинь, которые вначале были в женской (матриархальной) ипостаси, затем их пополнили мужские духи. Это были птицы с женским лицом: Сирин, Стратим, Жар – птица, девушки-лебеди, Ноготь-птица и т.д.; духи, оберегающие посевы – Ядрей и Обилуха; полуженщины-полурыбы – русалки, вилы. Были полулюди-полуживотные…

Василий Агошков – член Союза журналистов Российской Федерации
****************************************************************

На эту тему другие статьи:
ВЯТИЧИ в Болховском крае
Племена РАДИМИЧЕЙ В Болховском крае
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

ГОРОД БОЛХОВ – ЦЕНТР БОЛХОВСКОГО РАЙОНА. 11 года 3 нед. назад #6086

Собачье имя Полкан на самом деле обозначает «полуконь», который охранял солнечных коней Световида. Среди полуконей – русские Конёк-горбунок, Сивка-бурка… Такие кони понимают людей, различают добро и зло. Жители степи холили, конечно, коней, поскольку они были основным средством передвижения.

Киевский князь Владимир Мономах

любил быструю езду: вместо 50-60 вёрст за сутки он преодолевал 150-200! Как тут было не воспевать коня: к тому же слова КНЯЗЬ и КОНЬ – одного корня. Впору сказать, что князья рождались не только в «рубашках», но и на «конях».

О том, что предки болховчан любили коней, говорят такие названия: деревни Сивкова (две!), Конское, посёлок Злынский конезавод, село Кобылино, слобода Ямские Выселки (ям – ямщик).

В соседних районах также имеются «конские» названия: деревни с одинаковым названием – Конёвка – находятся во Мценском, Хотынецком и Орловском районах. Известно, что кони с древнейших времён (по всей индоевропейской традиции) несли колесницу бога.
Это был или один конь, или четыре, (у Световида - четыре лица на все стороны), или много. Люди верили, что Световид (от «свет и «вита» – жизнь») ездит на конях по небу.
Историк Василий Татищев писал, что Болхов – город сарматов.



Не исключено, что Болхов основали язычники, которые на этом месте устраивали праздники, посвящённые солнцу, богам… Сарматы – общее название ираноязычных племён, расселившихся с III века до н.э. по IV век н.э. в степях от Тобола до Дуная. Сарматы как союзники скифов участвовали в I веке до н.э. в войнах понтийского царя Митридата VI против Рима. С этого времени бывшая территория Скифии в античной географии стала именоваться САРМАТИЕЙ. Несомненно, что волжские города Саратов, Саранск, Сарай-Бату, Сарицыно и др. образованы потомками сарматов.

сарматы

Сар – это царь, жёлтый, солнечный. Мат – мать, дающая потомство. Таким образом, Болхов – «царский» и «материнский, семейный, родительский» город, пригодный для радостной жизни. Впору сказать, что если Киев – «мать русских городов», то Болхов – и «отец, и мать, благородный родитель».

Болхов – Болгов?.. Историк С. Соловьёв так «расшифровывает» слово Сварог – Сварга: «свар» – небо, «га» – ходить, т.е. тот, кто ходит по небу. По-английски «go» – ходить! Болгов – город Бога, который «ходит». У «мужского» Бога – Сварога (Сварга) должна быть «женская» пара. Думаем, что это Корга. У нас сейчас это слово существует в таком выражении: «Старая корга!» (с оттенком недружелюбности). Скорее всего, на подобное «недружелюбство» повлияло христианство, вытравливающее всё языческое. Кстати, «языческое» – это всего лишь… народное! Получается, что христиане боролись с народными представлениями о природе. И борются до сих пор: так церковь запрещает оставлять на могилах кусочки пищи, а тем более рюмки с водкой…

КОРГА – это «корень – бог, мать всего живого». Поэтому мы должны изменить своё отрицательное отношение к слову Корга на положительное КОРГА, КОРША, ХОРША, ХОРС – это бог Солнца. В книге «Мифы древних славян» указывается, что от древних корней «хоро» и «коло», означавших круг, солярный знак Солнца, образуются слова «хоровод, хоромы (круговая застройка двора), «колесо». Добавим: «хара» – огонь по-ирански, отсюда – «хорошо». Иранцы, как известно, относились к скифам.

Предков славян некоторые учёные называют скифами-пахарями. Эти пахари считались потомками Солнца и именовали себя СКОЛОТАМИ. Не исключено, что Болхов могли основать и скифы – пахари, степные СОКОЛЫ.

Кстати, до сих пор, многие орловцы, особенно в селе, для защиты дома от плохих, тёмных сил прибивают на фронтонах под крышами деревянные изображения солнца…
Деревни Верхняя Радомка и Нижняя Радомка могут говорить о том, что их основали предки радимичей – братьев вятичей. Первые жители дер. Рог, не исключено, знали, что «верховный бог Световид» имел рог, который означал заботу о хорошем урожае. (Не отсюда ли и перенос значения на «рогатых мужчин?!). Деревня Рог стоит на пересечении полей, дорог, что и должно давать богатство. Если читателям не надоели наши исследования, то мы предложим другие точки зрения на топоним Болхов. Выдающийся составитель Толкового словаря Владимир Даль приводит слово БОЛХАРЬ: см. БОЛОК и БОЛКАТЬ.

Итак, БОЛОК: ВОЛОК; зимняя повозка, крытые сани или кибитка; дорожные сани с болочком, верхом, будкой, беседкой. Болковни, болховни, (вост.) пошевни, обшевни, кресла, розвальни, дорожные обшитые лубом сани с верхом или без него. Болокать (вост.) оболокать, оболакивать, заволакивать; одевать. Болокайся что ли, да пойдём. Одевайся болоком, внакидку, внаброску, не в рукава. Болоснить… небо заволакивается, становится болосно, болочно, серо, облачно, пасмурно. Болос(ч)иный, хмарый, облачный, пасмурный.
Болс(ч)ина нашла, облако, негрозовая тучка.
Болхов – Облаков – Оболхов?.
www.proza.ru/2013/01/25/76
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

ГОРОД БОЛХОВ – ЦЕНТР БОЛХОВСКОГО РАЙОНА. 11 года 3 нед. назад #6087

Что можно сказать по поводу значения слова БОЛХОВНИ (от БОЛОК). Не исключено, что Болхов был назван так потому, что здесь делали зимние повозки, розвальни. Что касается кресел и обшитых лубом саней, то следует вспомнить, что Болхов исстари славился производством кож и изделий из них.

Дорожные сани, покрытые сверху болховскими холстами и кожами, и назвали болховни?! Что общего между скрытыми санями и хмурым небом? И то, и другое обволакивает, заволакивает, как бы одевает… Впрочем, попробуем изучить местность, на которой стоит Болхов. Не могла ли она стать причиной названия Болхова?! Река Нугрь обнимает город в виде подковы: с запада, юга и востока – и по форме действительно напоминает кресло с подлокотниками (если смотреть на карту Болхова с южной стороны). А если подъехать к городу с севера, то большая симметричная излучина реки будет похожа на… кибитку!

БОЛКАТЬ, БОЛКНУТЬ – болтать, болтнуть; молвить глупое слово невпопад. Болкнулось – сорвалось словечко…

По поводу «глупых словечек» следует заметить одно: везде у нас хватает людей, которые любят употреблять нелитературные выражения и слова «невпопад». Однако мне не раз приходилось слышать от собеседников, что болховцы очень уж любят матерные выражения и словоохотливы. В таком случае Болхов был назван посторонними, приезжими людьми, малоразговорчивыми. Для таких болховцы – это люди, которые любят болкать (т.е. болтать), одним словом болховни.

Приводит В.И. Даль и такое слово:
БОЛХАРЬ – глухарь, бухарь, гормотун, гормотушка, гремок, большой бубенчик в кулак. Тройка с болхарями несётся. Как видим, могли наш Болхов назвать и по этим признакам, из которых последний вновь повествует о конях и лошадях. Начальное БОЛ – напоминает о слове БОЛЬШОЙ. В.И. Даль приводит такие его значения: пск. боляхный, великий, обширный, значительных размеров, пространный, объёмистый, длинный, долгий, высокий. Большой большак, старший, знатный, властный. Большой угол, красный, передний, образной, угол, где ставят в избе иконы, главное и почётное место, где и стол хлебосольный… Большанка – смл. первая дружка невесты, что большой боярин при женихе. Н.Шанский и др. указывают, что слово «большой» – восточнославянское. Родственно древне- индийскому balam – «сила, крепость» и др.

Нет сомнения, что Болхов в этом случае мог быть назван по имеющейся крепости. П.Я. Черных также пишет о том, что корень *bel- (*bol-) – «сильный, значительный». В таком случае и расположенный севернее, в Тульской области, город Белёв тоже мог быть назван от основы «бел-»?! Следовательно, находящиеся на одной большой дороге города Болхов и Белёв были поименованы одним и тем же племенем.

В первую очередь следует назвать вятичей и радимичей – восточных славян.

Обратим внимание и на слово «боляхный». В.И. Даль указывает, что записал он его в Псковской губернии, которая, кстати, находится (ныне – область) недалеко от Польши. Учёный Т. Лер- Сплавинский предполагал, что угро-финское «В» произносилось, как «Б». Сравни: русское слово КОВЁР в Польше звучит как КОБИЕРЗЕК. Вспомним Даля: болок – волок… В районе города Болхова могли жить угро-финны до прихода сюда вятичей. Аборигены поспособствовали тому, чтобы славяне слово ВОЛХОВ стали произносить как БОЛХОВ (или наоборот?!). Угро-финский корень *ВАЛГ означает «белый».
Тогда БОЛХОВ и ВОЛГА – одно и то же: БЕЛЫЕ! Если сопоставить г.Болхов и г.Бологое Тверской области, то можно обратиться к восточно-славянскому слову БОЛОГ, т.е. «хороший» или (вспомня замену «Б» на «В») ВЛАГА.

БОЛХОВ – ВОЛХОВ – ОЛХОВ (звук «В» то появляется в начале слов, то исчезает: сравни: ОСЕМЬ – ВОСЕМЬ, ЕНЕДЫ – ВЕНЕДЫ и т.п.). ОЛХОВ – ОЛЬГОВ? Мы не знаем, мог ли быть Болхов городом киевской княгини Ольги (в Хотынецком районе есть село Льгов, а в Новосильском – пос. Льгов), но центром края, где жила мать царицы Софьи (сестры Петра I), – это точно! Если в г.Новосиле князь Долгорукий оставил свою жену, где она могла родить сына Василька (отсюда, собственно, и Ново + Василь!), то почему княгиня Ольга не могла считать город Болхов своим?! Ольгов//Вольгов// Болгов//Болхов?..
Правда, не исключено, что город Болхов – от ОЛХОВ – река, на берегах которой росла ольха? Тогда Болхов=Елец (см.)

Доктор филологических наук Г.П. Смолицкая пишет, что в основе топонима Болхов – мужское имя Болх, так же, как и в Болохове – городе Тульской области. Болхом называли, например, князя Ивана Андреевича Звенигородского, ставшего родоначальником князей Болховских. В основе антропонима, несомненно, русское диалектное болох (болых, болух) «крикун, бестолковый человек» (СРНГ. Вып. 3).
Подобное определение записано под словом БОЛОХОВО. Не позавидуешь «бестолковым» тулякам, подковавшим блоху…

Но и орловским болховчанам «не повезло». Автор так объясняет топоним Болхов: «Ср. также БОЛУХМАННЫЙ «беспокойный, крикливый человек», БОЛЫХВАНИТЬ – «хвалить» (СРНГ, Вып. 3). Ст. Роспонд считает форму БОЛОХ сокращённой от БОЛЕСЛАВ и видит её в основе западноукраинского топонима БОЛОХОВ (бывшая Подольская губерния). Но эта версия, допустимая для западноукраинского города, не представляется убедительной в названии тульского и орловского городов и требует дополнительной аргументации. К тому же имя БОЛХ не известно в ранних русских источниках, оно появляется позже, что свидетельствует о его русской диалектной природе».

Приводит Г.П. Смолицкая и такую «присказку»:
«Болховитяне рака со звоном встречали: вот воевода к ним ползёт, а щетинку в руках несёт», в которой «отражены характерные черты жителей этого города – поспешность, крикливость, сумасбродство, не очень большой ум».
И это о городе, ставшем «вторым Суздалем!..»

Конечно, учёная здесь нипричём, она лишь привела имеющиеся сведения.
www.proza.ru/2013/01/25/82
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

ГОРОД БОЛХОВ – ЦЕНТР БОЛХОВСКОГО РАЙОНА. 11 года 3 нед. назад #6088

Г.П. Смолицкая не указала истоки «присказки». Скорее всего, такие определения болховчан появились во времена Петра I, который, как известно, стал царём после своей сестры Софьи. А её мать родилась под Болховом. Царица Софья хотела возвысить Болхов в церковном отношении, но не успела. Поскольку царь Пётр Первый считал, что вся Российская история начинается только с него, то он всячески «поносил» Софью. Чтобы оправдать себя, царь и его свита приписывали Софье такие черты характера, как «крикливость, сумасбродство, не очень большой ум» и т.п. От Софьи подобные определения были, видимо, перенесены на всех болховчан. Но не исключено, что отрицательные определения болховцам давались в прошлом служителями церкви, которые хотели таким образом ускорить перевод болховцев – раскольников в христианскую веру.

В любом случае, болховцы – большие юмористы, и приведённую «присказку» давно забыли. А если она и сохранилась, то только в древних бумагах, ибо в любых населённых пунктах хватает сумасбродных людей. Вспомним поговорку, что в семье не без урода, а в селе не без дурака!..

Мужское имя Болх – это же Волх Всеславьевич, Вольга (о переходе «Б» в «В» мы уже писали), мифологизированный персонаж русских былин, обладатель чудодейственных оборотнических свойств (не потому ли и «сумасбродство»). Известны и ВОЛХВЫ, цари – волхвы, маги, в восточных христианских преданиях мудрецы-звездочёты, пришедшие поклониться младенцу Иисусу Христу. Но славянское слово «волхв» происходит от «волохатый», «волосатый», синонимов слова «медведь», на которое в древности налагалось табу, т.е. запрет. Волхвы – своего рода учёные, гонимые христианством, о мудрецах древности ходила слава как о пророках и прорицателях.

Помните у Пушкина: «Волхвы не боятся могучих владык…». Болхов – город волхвов?! Город – «медведь»? Последнее роднит Болхов со Мценском, Москвой, Красивой Мечей и др.
…Как видим, простого ответа на вопрос, что же означает топоним Болхов, вроде бы нет. Однако ларчик, возможно, открывается просто.

Дело в том, что в конце XVIII века по Орловщине путешествовал Василий Зуев.

Василий Зуев

Про Болхов он написал следующее:
«В самом городе присоединяются к реке Нугре ещё две речки: Болховка и Клечетня».
Итак, теперь можно на время отставить в сторону все точки зрения, которые мы приводили по поводу названия города Болхова. Ясно одно: Болхов получил своё имя по речке Болховка! Этого не может быть, скажет иной читатель, поскольку речка эта – совсем маленькая, и, скорее всего, название дали бы по реке Нугрь! Должны успокоить таких оппонентов: города’ действительно получали свои имена по небольшим речкам, даже если рядом протекали и более крупные реки.

Сравним: г.Орёл назван по р.Орёл (Орлик), которая во много раз меньше р.Ока; г.Курск получил имя от р.Курица, а не большой реки Сейм и т.п. Речка БОЛХОВ породила город БОЛОХОВ (такая форма г. Болхова имеется). Затем происходит стяжение: г.Болхов – р. Болхов-Болховка… Речка Болховка названа, скорее всего, от слова БОЛОС(Ч)ИНА, облако, негрозовая тучка; или БОЛОСНО, БОЛОЧНО – серо, облачно, пасмурно. Иными словами: над речкой Болховкой часто появляются туманы. Не исключено, что здесь бьют сильные ключи с холодной водой, которая при соприкосновении с тёплым воздухом заволакивает, обволакивает местность.

А может, речка Болховка – «болкает», булькает, «болтает» из-за больших перепадов высот?! Об этом говорят названия дер. Крутогорье, дер. Крутица.

В.Зуев назвал вторую речку в черте города – КЛЕЧЕТНЯ. Видимо, правильнее: КЛЮЧЕТНЯ! В области есть с десяток топонимов с основой КЛЮЧ. Василий Зуев протекающую в черте города Малоархангельска речку Куликов Ржавец поименовал КОЛЮКОВКОЙ. Так что мог он ошибиться и при написании гидронима КЛЮЧЕТНЯ!

Обратим внимание читателей на то, что слова’ БОЛОС-(Ч)ИНА, БОЛОСНО, БОЛОЧНО так напоминают нам слова БОЛОТО, БОЛОТИНА! В свете вышесказанного представляют интерес такие названия в Болховском районе, как: деревни – Анчакова, Каргашинка, Чертовая, Криуша, Свистова (не здесь ли жил Соловей -разбойник?!), Болотова, Черногрязка (Чёрная Грязь упоминается в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), посёлок Топкий Ржавец,
Конечно, забыть всё то, что мы писали раньше о топониме Болхов, не следует.

Просто теперь нужно иметь в виду, что не имена князей дали имя Болхову, а наоборот. В крайнем случае, топоним Болхов и имя Болх были образованы независимо друг от друга, а на определённом этапе «слились»… В Хотынецком районе есть урочище Болховкин Лог. Это говорит о том, что топоним Болхов на Орловщине не единичен. В.В. Мавродин писал об иранском слове «БОЛГ», что значит добрый: БОЛГОВ-БОЛХОВ – добрый город. В таком случае Болхов и Брянск (ДОБРЯНСК) – родственные топонимы.
www.proza.ru/2013/01/25/86
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

ГОРОД БОЛХОВ – ЦЕНТР БОЛХОВСКОГО РАЙОНА. 11 года 1 нед. назад #6153

Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью.

Славяне крупнейшая в Европе группа народов, объединённая близостью языков и общностью происхождения.
Свидетельства письменных источников подтверждаются археологическими памятниками 5—7 вв., которые хорошо известны на территории Болховского района [/color]
гос.реестр
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

ГОРОД БОЛХОВ – ЦЕНТР БОЛХОВСКОГО РАЙОНА. 10 года 11 мес. назад #6364

Славянское язычество
Обряд Крёс — защита от вредоносных влияний




Одним из самых популярных Таинств личного характера, ещё со времени Древней Руси — являлся обряд Крёс. Особым местом в народной традиции этот обряд обязан — весьма обильным опасениям порчи и сглаза, а также воззрениям на различные влияния со стороны нечистой силы. Поэтому, независимо от религиозных воззрений, языческий Крёс стал основой для христианского Крещения. К месту будет отметить, что сам факт обряда «Крещения Христа» до появления христианства, является свидетельством прохождения самим Христом — именно Крёса. То есть, обряд Крёс стоит над религиозными воззрениями , и во все времена выполнял функцию Защиты от порчи, сглаза и прочих вредоносных влияний (среди которых могут оказаться и сами религиозные убеждения).[/color]
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

ГОРОД БОЛХОВ – ЦЕНТР БОЛХОВСКОГО РАЙОНА. 10 года 11 мес. назад #6365

Славянское язычество

ЛАДА

Лада – богиня любви, покровительница браков, домашнего очага, богиня юности, красоты, плодородия.


Сама женственность, нежная, певучая, русокосая; в белых одеждах – она и в Купальскую ночь в хороводе парня к милой подведёт, и падчерицу от злой мачехи под ветвями спрячет, когда та на встречу с дружком соберётся. В молодых семьях очаг поддерживает: вот-вот погаснет бывает, а Лада веточку подбросит, одеждами взмахнёт – разгорится очаг, теплом тронет сердца неразумных и снова лад в семье.
[/color]
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

ГОРОД БОЛХОВ – ЦЕНТР БОЛХОВСКОГО РАЙОНА. 10 года 11 мес. назад #6366

Славянское язычество

ПЕРУН

Перун – верховный бог киевской Руси;

грозный бог, повелевающий небесными явлениями; бог войны. Высокий, плечистый, черноволосый, большеголовый, златобородый (мёд по бороде течёт). В правой руке – лук, а в левой – колчан со стрелами. Самый сильный в природе, борется со злыми силами. 2 августа – Перунов день. В этот день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел Перуна, превращается в различных зверей. В давнее время 2 августа собак и кошек в дом не пускали, чтобы не нанести грозу – гнев Перуна. Птица Перуна – петух, день Перуна – четверг. Статуя Перуна-громовержца стояла в пантеоне богов князя Владимира.[/color]
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

ГОРОД БОЛХОВ – ЦЕНТР БОЛХОВСКОГО РАЙОНА. 10 года 11 мес. назад #6367

Славянское язычество

ВЕЛЕС

Велес (Волос) – бог скотоводства и богатства, покровитель животного мира.


Он породнил человека и животное, учил людей не убивать животных, а использовать их в хозяйстве. Велес – опекун волхвов, творцов, пастухов, торговцев; наделяет человека талантом, физическими данными: высоким ростом, хорошим голосом, слухом. Он – отец великанов; вол – могучий, большой. Волос – один из богов пантеона князя Владимира, его день – понедельник. У древних славян существовал жатвенный обычай – «завивать бороду». Последние колосья не сжинали, а сплетали в бороду, как подарок богу Велесу. Трава и лес – власы земли. [/color]
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

ГОРОД БОЛХОВ – ЦЕНТР БОЛХОВСКОГО РАЙОНА. 10 года 11 мес. назад #6368

Славянское язычество

ЯРИЛО

Ярило (Яр) – божество пробуждающейся природы,


покровитель растительного мира. Это молодой красивый человек на белом коне и в белой мантии с венком весенних цветов на голове. В левой руке он держит колосья. Весной справляли « ярилки», которые заканчивались похоронами Ярилы. Где Ярило пройдёт – будет большой урожай, на кого посмотрит – у того в сердце разгорается любовь. Ярило отождествляли с Солнцем. Во многих песнях, присказках люди обращаются к этому божеству с просьбами о тёплом лете и хорошем урожае. 4 июня – Ярилин день. [/color]
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Время создания страницы: 0.058 секунд