Партнеры
18
Пн, нояб
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Село Коноплянка. Ц. Введения во храм Пресвятой Б

Село Коноплянка. Ц. Введения во храм Пресвятой Б 3 года 11 мес. назад #11037

Село Коноплянка. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Коноплянка – село в 67 верстах к северо-западу от губернского города и 12 верстах к западу от уездного города, расположено в сырой, низменной местности, по берегам небольшой речки Орс. Кругом раскинулись леса и болота. Работы на лесных дачах составляют одно из главных занятий населения; земледелие же сильно затрудняется незначительностью душевого надела и малопригодностью почвы (глина и суглинок). В старинное время в большом количестве разводили коноплю; полагают, что и самое название села указывает на этот род занятий жителей. Старожилы рассказывают, что церковь была построена на так называемом «конопляном урочище», которое сплошь засевалось коноплёй. Как поселок, Коноплянка существовала еще в первой половине XVIII в., в количестве 22 дворов, но самостоятельного прихода не составляла, а была приходской деревней села Александровского-Борового. Приход был открыт вместе с построением церкви (в 1742 г.). Строителем её был один из представителей фамилии Апухтиных – Петр Иванович Апухтин, владевший поместьем в соседнем селе Воинове; освещение совершал Архиепископ Сарский и Подонский Платон. Храм каменный (холодный), с главным пределом во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы; в трапезе (теплой) устроены ещё два предела: во имя иконы Скорбящей Божьей Матери и во имя святых Апостолов Петра и Павла. Не смотря на значительную древность храм, остается в своем первоначальном виде, так как никакому капитальному ремонту не подвергался. От времени его построения хранится большое напрестольное Евангелие, пожертвованное строителем в 1744 г. Другая святыня храма – глубоко чтимая здесь икона Скорбящей Божьей Матери. Икона эта была написана дворовым человеком Апухтиных в благодарность за исцеление от болезни; в 1833 г. для неё была сооружена сребро-позлащенная риза в память избавления от холеры (посетившей тогда всю округу, но миновавшей Коноплянку). Замечательно, что с давних пор в пении акафистов, совершаемых пред этой иконой, принимают участие все женщины и девушки, присутствующие в храме. При ней же хранится серебряный крест с частицами мощей святых Моисея Угрина и Дмитрия Ростовского, привезенный строителями из Киева в 1741 г. Как на древность можно еще указать на антиминс, священнодействованный Амвросием, Архиепископом Московским и Калужским, в 1768 г., и находящийся теперь в педеле святых Апостолов Петра и Павла. На одной из стен храма прибита медная дощечка (с иконой над ней), обозначающее место погребения П.П. Апухтина (сына храмосоздателя) и его супруги Екатерины Алексеевны Апухтиной, отличавшейся почти подвижническим благочестием. В 1876 г. приход с. Коноплянки был закрыт и приписан к церкви с. Борового. В таком положении он находился до 1897 г., когда по ходатайству прихожан, был открыт снова. В настоящее время в состав его кроме села входят деревни: Прилепы, Свистово и Рылово (последняя Калужской губернии); всех душ мужского и женского пола – 1056. Причт – их двух лиц: священника и псаломщика; 36 дес. церковной земли и 400 руб. казенного жалования. В 1896 г. в селе была открыта школа грамоты. Одновременно с восстановлением Коноплянского прихода к нему приписано было соседнее село Воиново (в 2-х верстах).

Источник: Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии, т. I. – Орёл, 1905 г. - с. 34-35


Храмовое место Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы - Коноплянка - Болховский район
Автор фотографии: Харитонов Сергей Снято: 4 ноября 2014
__________________________
Вот что написано в "Историческом описании церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии", изданном в Орле в далёком 1905 году: "... на одной из стен храма прибита медная дощечка (с иконой над ней), обозначающая место погребения П. П. Апухтина (сына храмоздателя) и его супруги Екатерины Алексеевны Апухтиной, отличавшейся почти подвижническим благочестием".
______________________________________
В своих заметках "Домашний памятник" Николай Гаврилович Левшин привёл текст на стене церкви: "1755 года, июня 11-го, кончил жизнь Пётр Петрович Опухтин 30-ти лет".
________________________________________

ХРАМЫ, МОНАСТЫРИ и СВЯТЫНИ БОЛХОВА
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

Село Коноплянка. Ц. Введения во храм Пресвятой Б 3 года 3 нед. назад #11373

[justify]Фраза "Петр Иванович Апухтин, владевший поместьем в соседнем селе Воиново" не совсем верна.
Имение (поместье) получил прадед Петра Ивановича – Воин (Исидор) Васильевич Апухтин, по имени которого впоследствии и было названо село. В имение входила территория, на которой в настоящее время помимо с. Воиново находятся с. Коноплянка, д. Свистова и, уже не существующая д. Прилепы. Далее поместье перешло к его сыну Аверкию Сидоровичу, а затем к двум его сыновьям, Ивану и Якову. В начале XVIII в. (в 1710-е) Иван Аверкиевич в деревни Красная Слободка (иногда в документах просто Слободка) построил господский дом (в 1765 г. его внук Петр Петрович построил новый, каменный, дом) и деревня стала сельцом Красное. В 1742 году сын Ивана Аверкиевича Петр Иванович в сельце построил упомянутую церковь, и населенный пункт получил наименование по имени церкви – село Введенское (в написании того времени – Веденское). Свое нынешнее наименование село получила по руч. Коноплянка, протекавшему между селом и сельцом Богатырево (ныне д. Рылова) – у местного населения: современный луг Селезневка.
В Войново же оставался жить Яков Аверкиевич, а затем его сын – Лев Яковлевич. Но ИМЕНИЕ СЧИТАЛОСЬ ОБЩИМ до размежевания в 1842 г. На момент Генерального межевание имение находилось в общем владении вдовы Петра Петровича Апухтина, Екатерины Алексеевны (урож. Скуратовой) (прабабки писателя И.С. Тургенева) и дочери Льва Яковлевича, Анны Львовны Лихаревой (урож. Апухтиной, в первом браке – Веневитиновой) (прабабки поэта Д.В. Веневитинова), от которых перешло к младшей дочери Петра Петровича и Екатерины Алексеевны, Марии Петровне (в замужестве Левшиной), и внуку Анны Львовны, Александру Алексеевичу Веневитинову.
В 1842 году имение было размежовано на 8 частей. Владельцем села Введенское стал сын М.П. Левшиной, Николай Гаврилович Левшин (автор воспоминаний), деревень Свистова и Прилепы – жена Николая Гавриловича, Исидора Августовна (урожд. Лудвиг), села Воиново – Павел Васильевич Матвеев с сыновьями Петром, Василием, Афанасием, Александром и Дмитрием (ранее владевшие сельцом Богатырево (д. Рылова)). Остальные четыре части (пустоши) были проданы Аграфене Алексеевне Барышниковой (владелица села Александровское (Боровое)), Марии Михайловне Карповой с детьми Николаем, Аркадием, Елизаветой и Натальей (влад. сельцом Вязовое) и Александру Марковичу Спицыну (влад. села Лунево).
После смерти Н.Г. и И.А. Левшиных их владения отошли к единственному сыну, Петру Николаевичу.[/justify]

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Село Коноплянка. Ц. Введения во храм Пресвятой Б 2 года 7 мес. назад #11439

Доброго времени суток. Чисто случайно наткнулся на данный форум и меня очень заинтересовала история этих мест. Я даже не предполагал что она на столько богата и интересна. Я провел часть своего детства рассекая по указанным населенным пунктам и пару раз пытался поизучать карты но они все 19 века и старых названий там не указано было. Если у вас есть еще какая-то информация о истории этих место поделитесь пожалуйста, в частности меня интересует история деревни Рылова. заране спасибо.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Село Коноплянка. Ц. Введения во храм Пресвятой Б 2 года 2 нед. назад #11992

Предание об исцелении после обращения к Богоматери.

В Болховском уезде сохранилась историческая быль об исцелении после обращения к Богоматери дворового человека Апухтиных, который в знак благодарности собственноручно написал образ Богоматери Скорбящей и принес ее в церковь села Коноплянка Болхов-
ского уезда, где икона получила местное почитание.

источник: ХРИСТИАНСКИЕ РЕЛИКВИИ ГОРОДА БОЛХОВА И УЕЗДА В ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ М.А.Комова

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Страница:
  • 1
Время создания страницы: 0.149 секунд