Партнеры
24
Ср, окт
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Болховские богомольцы

Болховские богомольцы 3 года 7 мес. назад #10405

  • Юрий Сташков
  • Юрий Сташков аватар Автор темы
  • Ушел
  • Администратор
  • Администратор
  • Сообщений: 4999
  • Репутация: 50
  • Спасибо получено: 14
Болховские богомольцы

На богомолье из Болхова крестьяне ходили группами по 10-15 человек весной и осенью, другие жители по мере надобности, в Киев выбирались лишь единицы. В ближайшие монастыри ходили"почти все". Нередко одно путешествие включало посещение нескольких традиционно чтимых святынь в разных местах.



В Болховском уезде Орловской губернии было принято отпускать крестьян на богомолье в соседние уезды: в Одрин Карачаевского уезда (целью отлучки было поклонение иконе Николая Угодника либо получение советов от прозорливого старца); в г. Мценск к Святителю и Чудотворцу Николаю; в село Старое Болховского уезда (к колодцу "с явленной иконой Казанской Божьей Матери «Орловское Полесье» Святой колодезь и часовня вблизи села Старое), в Клитень Брянского уезда (тоже к старцу, говорившему притчами и, по утверждению крестьян, проникавшему в их мысли);к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю и за советом к старцам в Оптину пустонь.Свято-Введенская Оптина пустынь- один из древнейших монастырей России(от Болхова до нее около 80 километров), расположена на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска.(Оптина пустынь была упразднена в 1724 году по Духовному регламенту и была присоединена к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю.), в Тихонову и Жабынскую пустыни. В Троице-Сергиеву лавру ходили из Болхова по данному "по обещанию", в Киев отправлялись отдельные крестьяне. Крестьяне ходили на богомолье также в Белобережскую пустынь(Брянская область), в дни Иоанна Крестителя и "по особым обетам.

В сознании крестьянства прочное место занимало отношение к многотрудному путешествию с целью обращения к святыням как к делу богоугодному. Но для этого само путешествие должно было быть трудным. Из этого взгляда проистекало непременное условие - движение летом пешком; подъехать на лошадях допускалось лишь зимою. "Путь на лошадях в летнее время считается предосудительным, - так как крестьяне, отправляясь на богомолье, имеют в виду кроме поклонения святыням еще потрудиться и постранствовать в дороге".

Перед отправкой на богомолье деньги начинали копить заранее либо договаривались в семье, какая будет выделена сумма на это. Выясняли, кто еще собирается туда же из своей или ближних деревень. Назначался день, когда партия собиралась вместе. Брали с собой хлеб, сухари, чай, сахар. Важно было, чтобы принял участие хотя бы один человек бывалый, ходивший по данному маршруту. "В партии всегда находится человек, знающий дорогу, ночлеги на ней и монастырские обычаи. Существовала особая система норм поведения, действовавших в таких артелях-партиях крестьян-богомольцев только во время путешествия. "В дороге стараются не вести пустых разговоров, не думать о домашних делах, не злословить, а держать себя в религиозном настроении. По дороге хлеба на пропитание не просят , более состоятельные делятся с неимущими..."
Ходили на богомолье чаще всего по обету или просить благополучного разрешения важных дел. Молодежь - перед женитьбой или замужеством, перед призывом в армию. Старики - замаливать грехи. Нередко отправлялись во время болезни, в несчастии, после пожаров. Женщины ходили больше, чем мужчины. К ближним местам брали и детей.

Обычное пребывание крестьян, пришедших из других мест, в одном монастыре ограничивалось друмя-тремя днями. Затем их должны были сменить другие. Монастырь давал на этот срок бесплатно пищу и ночлег в своей гостинице. Однако фактически плата существовала: обычай требовал, чтобы каждый оставлял что-то в монастырской кружке - "кто сколько пожелает". Мужчины-богомольцы ходили на общую трапезу с монахами в мужских монастырях, женщины - в женских. В летнее время при большом скоплении народа к конкретному празднику мест в монастырских гостиницах не хватало, и крестьяне располагались прямо в поле. "В это время гостиницу занимают богатые и привилегированные богомольцы".

Странничество по прямому предписанию общины было явлением редким. Обычно хождение к местным и дальним святым местам по обету или принятие каких-либо форм монашеской жизни было делом индивидуальным либо семейным. Однако община должна была дать на это согласие, особенно для ухода в монастырь. Намерение молодого и здорового крестьянина уйти от мирской жизни встречало настороженное и недоверчивое отношение общины: ведь он уходил при этом и от тяжелой крестьянской работы, и на общине оставался его подушный оклад. Требовались дополнительные доказательства чистоты его намерений, чтобы односельчане дали согласие. Понимание общины встречало намерение уйти в монастырь для отмаливания большого греха какого-нибудь близкого человека.

Крепостным был и известный миссионер Дмитрий (Коновалов), отпущенный орловскими помещиком в 1847 г. на волю и ставший послушником Болховского Троицкого монастыря. Там он и стал учеником знаменитого миссионера - архимандрита Макария (Глухарева), основателя Алтайской миссии.
________________________________
ХРАМЫ, МОНАСТЫРИ и СВЯТЫНИ БОЛХОВА
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.
  • Страница:
  • 1
Время создания страницы: 0.069 секунд