Партнеры
06
Пн, мая
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Алешня. Дети красавицы-Язвы

Алешня. Дети красавицы-Язвы 9 года 9 мес. назад #9657

Дети красавицы-Язвы(Язва это река)



То место, которое смогло передать волшебную “Жар-птицу” народной культуры молодым, имеет вид печальный. Ну, каноническая русская глухомань! В село Алешня даже дороги нет... А уж о телефоне, медпункте или хотя бы торговой точке даже и воспоминаний не осталось. Мобильная связь здесь не берет, а на телефонные провода связисты поскупились. Да и к чему, собственно, провода селу, число обитателей которого составляет десять душ?



Да... село. Потому что в Алешне когда-то была церковь, а дома располагались в нескольких порядках. Подломила жизнь война. Немцы “похозяйничали” так, что половина села сгорела, а с фронта не вернулось большинство мужиков. В сущности обыденный случай, но здесь горе породило необычайное явление. А именно - алешинские вдовы свершили творческий взлет. Дело вот, в чем. Бабы остались без мужей, молодухи - без женихов. Но осталась у женщин одна отдушина: песня. Пели они всегда и везде. На работу колхозную идут - поют, праздники песней отмечают, даже когда хоронят - поют... Кроме советских праздников все старинное почитали. Обрядов в Алешне много было. На Рождество колядовали, Христа славили; на Масленицу с горок с песнями катались; на Сороки пекли “жаворонки” и тоже с обрядовыми песнями; На Троицу “березку завивали”, хороводы водили; а на Петров день водой друг дружку обливали да окна соседские в шутку глиной замазывали.



А коли свадеб немного было, восстановили родной алешинский свадебный обряд: разыгрывали его на представлениях. Здешние, алешинские певуньи почитались, их в мир вывозили - показывать красоту русских обрядов и песен. А особенно великолепен был праздничный наряд алешинской женщины. Он и в самом деле уникален: похож на наряд какой-нибудь “шемаханской царицы” из волшебной сказки. Один только головной убор, украшенный бусинками и бисером чего стоит! Состоит этот убор из множества фрагментов, каждый из которых имеет соответствующее название: кичка, пушка, поднарядник, позатылень, ленты, подлобник, кокошник... Добрый час пройдет, пока женщину украсят этим чудом русской культуры. Не меньше двух помощниц надо, чтобы водрузить на голову женщины сей убор. А название он носит: “лобазня”. Как видно и с лабазами это было связано, в которых Бог знает чего складировали, и со лбом, который буквально трещит от тяжести.



Конечно “лобазню” далеко не всегда носили. Предназначался он для невесты, причем у каждой женщины, которая готовилась к замужеству, свадебный убор был готов заранее. Женщина носила его по праздником и после свадьбы - до тех пор пока не рожала первого ребенка. После она пошивала себе новый, более скромный убор, который называется “махры”. В этих “махрах” алешинские “песельницы” и выступали. А “лобазни” хранили как самую дорогую реликвию. До самой Москвы дошли и там отмечены были! Самыми заводилами среди них были: Домна Иосифовна Челядинова, Евдокия Федоровна Мельникова, Анна Семеновна Митрофанова и Федора Антоновна Клякина. Судьбы у всех были одинаковы. У Домны муж погиб на войне и она в одиночку подняла троих детишек. Евдокия единственного ребенка в войну похоронила, и муж ее тоже с фронта не вернулся. И Федора сына без погибшего мужа воспитывала. Просто удивительно, откуда у этих женщин столько веселых песен и частушек бралось!



Нет уже этих замечательных женщин, в иных эмпиреях они витают. Из этого удивительного ансамбля только двое теперь живы. Первая, Пелагея Власьевна Егорочкина, недавно девятый десяток разменяла. Она была главным организатором, всех на дальние поездки “раскачивала”. У всех ведь скотина, хозяйство, оставить стремно. Но теперь она больная совсем, еле ходит – но все собираются они вместе по вечерам. “Посиделки” устраивают. “Они” - это трое всего. Пелагея, супруг ее Михаил Иванович, да соседка Мария Григорьевна Привалова. Маша “молодая” совсем, ей и семидесяти еще нет. Она к “песельницам” еще ребенком припала, уж больно она любит музыку. Но вот тетя Поля (Пелагея Власьевна) еще при живом муже, а Маша, хотя и в дочери годится тете Поле, - вдова…



Пять лет назад ее супруг сгорел. Вместе с домом. Обычное дело – пьяное… Заселилась Маша в соседний, ибо пустующих изб в Алешне достаточно. Кто еще сюда поселится без дороги-то? Маша – алешинская спасительница и “МЧС”. У нее конь есть, Чижиком зовут. Единственное не все село транспортное средство. В дождь ли, в мороз, в слякоть – запрягает Маша Чижика в сани или в телегу – и через целинное поле на большак. По нему, к деревеньке Бабенка, раз в неделю прибывает автолавка. На все село Маша затоваривается, все заказы исполняет. Да и хозяин автолавки – человек порядочный, привозит то, что попросят. Еще Чижик все огороды в Алешне опахивает, картошку окучивает. Почитай, все село на одной лошадиной силе существует. А ведь еще Маша находит силы корову держать! Конечно, и дети есть, они из города тоже привозят продукты. Но что-то все реже и реже они в отчий край наведываются.



Все вместе, под руководством Михаила Ивановича починили недавно в Алешне колодец. Михаил Иванович, хотя он и без одной ноги, еще крепко держит в руках инструмент. Вообще алешинцы гордятся тем фактом, что их село не только песенным было, но и самым веселым. Всё они – даже колхозную работу – радостно делали. Потому что в светлое будущее верили. Впрочем и теперь, когда их всего-то трое (остальные семеро как-то в сторонке держатся), соберутся вместе, и (по словам Маши) “хватанут по сто грамм - и...”



…В Алешню меня водила директор Гнездиловской средней школы Ирина Алексеевна Лисенкова. Пусть дорога никакая, считай что просто “направление”, к тому же размыто дождями это “направление” до умопомрачения. Впрочем, если бы погода была поласковей, возможно Алешня показалась бы самой прекрасной на свете весью. Зато как приятно было войти в натопленный дом Егорочкиных! Ирина Алексеевна предусмотрительно запаслась шоколадками. Ну, а здешние аборигены выставили бутыль с крепчайшим самогоном и открыли банку помидор. Приняли только по одной, ибо захмелеть не хотелось. Посидели, поговорили о том о сем (кстати света в селе в момент нашего гостевания не было), полюбовались рукоделиями хозяек, а напоследок хозяин раздумчиво произнес:

- ...А может Алешня еще и поживет. Но для этого надо хозяина. Молодого русского мужика, который и трудиться умеет, и людей понимает. Некем теперя брать трудности... Хорошо, детишки гнездиловские дело наших баб подхватили. Может из них вырастет такой мужик-то...



Выяснилось, что стариков из Алешни приглашают на все гнездиловские мероприятия. А праздники в Гнездилове - отменные. Чисто народные, коренные. Дело в том, что в Гнездиловской школе абсолютно все дети (которых сейчас 76 человек) знают алешинские песни и прекрасно танцуют русские народные танцы. Школа в последние года стала истинным центром традиционной культуры.



Гнездилово – соседнее с Алешней село. Хотя здесь церковь тоже не устояла, Гнездилову повезло. Здесь есть асфальт, и вообще Гнездилово - центральная усадьба бывшего колхоза. С традициями здесь похуже, чем в Алешне. Хотя и здешние старики многое помнят. Гнездиловские дети черпают из кладезя народной культуры весьма жадно и с удовольствием. Школа в Гнездилове - это скромное одноэтажное здание. Зато школа эта гордится самым большим числом учащихся среди сельских школ района. Если идти в другую сторону от Алешни, попадешь в село Чекряк; там школьное здание двухэтажное, но учеников в Чекряке всего-то 15... И совершенно непонятно, откуда у гнездиловцев воля рожать детей! Колхоз, который бодро именовался “Рассветом”, - в развале; есть в селе только одно довольно сильное фермерское хозяйство Виктора Кочергина, но в нем работают единицы. Мужики гнездиловские - те, конечно, кто имеет желание трудиться - в Москве, на заработках. Местный “промысел” - установка пластиковых стеклопакетов в домах зажиточных москвичей. Впрочем из общения с директором Гнездиловской школы удалось выделить зерна истины.



Взять хотя бы самого директора. Ирина Алексеевна - многодетная мать. У нее семеро детей, причем поднимала она их в одиночку. Дражайший супруг подружился с “зеленым змием”, да так накрепко, что не выдержали все члены семьи. Теперь он отдельно живет, продолжает свое “тлетворную деятельность”... Ирина Алексеевна смогла всех детей поднять, они и сами не подвели: двое старших уже закончили ВУЗы и устроились в городе. Трое - студенты (по традиции, как и мама, большинство поступили на “физмат”). Двое младших детей - Алексей и Сережа - школьники. Последний - инвалид и ему приходится уделять много внимания. И даже удивительно: откуда у Ирины Алексеевны силы на школьную работу находятся!



Направление деятельности школы уникально: здесь реализуется программа “Русский дом”. Ее разработали сами учителя, и кстати под “русским” кредо лежит глубокая основа. Дело в том что Гнездилово в своем роде уникальное село. Орловская область отличается тем, что здесь селится много выходцев с Кавказа или Средней Азии. Большинство из переселенцев - нерусской национальности. Как-то я побывал в селе Гостомль, на родине писателя Лескова - и был шокирован. В сельской школе я почти не увидел славянских лиц! Гостомль - Кромский район. В Болховском районе, к которому относится Гнездилово, ситуация такая же. Причем число русских неуклонно убывает. Взять село Чекряк: там чеченцы проживают. Так вот, в Гнездилове живет только один нерусский человек: армянин Самвел Аракелян. Прочем живет он давно и все его почитают за “своего”. Откуда сей феномен (в смысле, в Гнездилове почти нет неруси) - непонятно.



Хотя возможно ответ надо искать в истории. Гнездилово - древнейшее в здешних краях село. Первое упоминание о нем датировано 1505 годом: согласно летописи великий князь Иван III передал Гнездилово своему сыну Юрию. На самом деле селу гораздо больше пятисот лет. Само название произошло от “гнезда разбойников”. Здесь, на реке со странным названием Язва обитали лихие люди, промысел которых состоял в ограблении торговых караванов, двигающихся на пути “из варяг в греки”. Алешня свое название получила скорее всего по имени одного из разбойников, которого возможно звали Алешкой. Конечно былой промысел теперь забыт (теперь промысел, как уже говорилось, - пластиковые окна), но факт, что люди веками существовали в замкнутом мирке, не допуская в него экспансии чуждых культур. Есть сведения, что здесь вплоть до XVI века исповедовали язычество и допускали духовное руководство со стороны кудесников-жрецов.



Река Язва с той поры сильно обмелела. Но не обмелела река народного духа! Здесь снова надо обратиться к личности директора Гнездиловской школы. Сама Ирина Алексеевна родом из другой деревни, Сурьянино. Но здесь она директорствует в 81-го года, а потому, считай, уже своя. “Национальное”, или как еще здесь говорят, “фольклорное” направление появилось не сразу. Все началось, как ни странно... с приезжих. Была лет пятнадцать назад в Орловской области такая программа: “100”. Власти определили сотню самых отдаленных, “глубинных” сел, которые были готовы принять русских людей из Средней Азии и Кавказа. Для них и жилье строилось, и рабочие места в колхозах предполагались. Никто не думал тогда еще, что колхозная система посыплется...



Первым профессиональным специалистом по фольклору стала приезжая из Казахстана Елена Александровна Галишникова. Она - хореограф и в Казахстане она преподавала в эстрадной студии. Здесь она стала преподавать народный танец. Через пару лет Ирина Алексеевна добилась того, что бы хореография, а вдобавок и хоровое пение стали полноценными предметами, входящими в сетку расписания. Теперь-то ребята гнездиловские считают, что так и должно быть. Но пришлось директору идею “фольклорного” воспитания проталкивать сквозь нехилые бюрократические препоны. Так, в процессе борьбы и споров, была написана воспитательная программа “Русский дом”. У Елены Александровны сейчас проблема: ребенок болеет. Но эстафетную палочку перехватила ее воспитанница и выпускница Гнездиловской школы Ольга Бабенко. Она кстати из семьи беженцев из Чечни.

...Конечно с одной стороны Гнездилово похоже на какой-то этнографический “русский заповедник”. Но в чем парадокс: гнездиловские дети прекрасно успевают по всем предметам; каждый год отсюда выходят медалисты. И процент поступления в ВУЗы здесь очень высокий, причем молодежь поступает на бюджетные места. Уже четверть века директор ведет альбом: “Дороги, которые мы выбираем”. И за все эти годы только один выпускник пошел по “кривой дорожке”. Остальные как-то нашли себя в большом мире. Может быть та гармония бытия, которую здесь обрели, преображается в общую гармонию жизни?

Геннадий Михеев. Орловская область.
сентября 2010
___________________________
Справка за 2014г.:
Село Алешня.
Удаление от административного центра поселения с.Гнездилово 4км
Удаление от административного центра района г.Болхова 19 км
Число жителей 10, нетрудоспособное население 6 чел.
____________________________
Алешинские бабушки Гнездиловского поселения
Мировая деревня. Cело Алешня.
одежда девушек и женщин в Алешне

Ершов Иван Захарович
Национальный костюм поможет привлечь туристов
Агротуризм-может стать огромный потенциалом в развитии экономики района
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

СЕЛО АЛЕШНЯ И АЛЕШЕНСКИЕ ПЕВУНЬИ 9 года 9 мес. назад #9672

СЕЛО АЛЕШНЯ И АЛЕШЕНСКИЕ ПЕВУНЬИ

Школьный этнографо-краеведческий музей «ИСТОКИ»
«ГНЕЗДИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Невозможно представить себе русскую деревню без песен. Есть всё-таки в русской песне такое, чего не встретишь ни у одного другого народа: родная, почти кровная связь с той природой и пядью пашни, что тянется сразу за твоей околицей. И, сквозь пронзительные – до боли – лиричные интонации, предстают перед слушателями привольные просторы Руси, картины родной русской природы. Среди берёзовых перелесков, недалеко от села Гнездилово затерялось село Алешня. Неприметное, на первый взгляд, тем не менее, известно оно многим почитателям старинных русских песен.
Ведь именно в этом селе сложился и многие годы действовал женский фольклорный коллектив, который объединяла любовь к старинной песне, впитавшаяся в память певуний с молоком матери, но уже забытая молодёжью. Была и ещё у них цель – увлечь своим искусством младшее поколение, чтобы не иссякла русская песня, веками жившая в каждой семье, не прекратилась связь времён.

Алешенские певуньи, которых природа наградила дивным песенным даром – это Егорочкина Пелагея Власовна, Челядинова Домна Иосиевна, Мельникова Евдокия Федоровна, Митронова Анна Семёновна, Митронова Евдокия Андреевна, Клякина Федора Антоновна, Привалова Мария Григорьевна. Душой и инициатором коллектива являлась Егорочкина Пелагея Власовна. Родилась Пелагея Власовна в 1926 году в крестьянской семье, росла с отцом, без матери. С самого детства познала тяготы деревенской жизни. В тяжелые военные и послевоенные годы приходилось рассчитывать только на самих себя и поэтому приходилось женщинам впрягаться в тяжелую мужскую работу. Выручала песня: отступала усталость, становилось светлей на душе. В 1948 Пелагея Власовна вышла замуж, родила троих детей. Ее хозяйство является образцовым в селе. Мастерица на все руки, Пелагея Власовна украсила свой дом удивительными по своей затейливости вышивками, вязаными салфетками и скатертями. Через всю жизнь Пелагея Власовна пронесла любовь к песне. Поет она и сегодня и одна, и в хоре, привлекая внимание ярким самобытным исполнением. Нелегко складывалась судьба другой участницы фольклорной группы Челядиновой Домны Иосифовны, 1908 года рождения, уроженки села Алешня. Проводив в 1941 году мужа на войну, Домна Иосифовна работала день и ночь, помогая фронту приближая заветный день победы. А через два года принесенное извещение сделало троих ребят сиротами, а Домну Иосифовну вдовой в 35 лет… Но жизнь требовала свое, необходимо было поднимать на ноги детей. Дети помогали матери во всем, хорошо учились. До конца своей жизни Домна Иосифовна пела задушевные старинные песни, являлась участницей всех выступлений группы. Умерла в 1997 году. Мельникова Евдокия Федоровна родилась в 1920 году в селе Алешня. В 1938 году вышла замуж, родила дочь, которая во время войны умерла совсем маленькая. В 1942 году на фронте погибает муж, казалось, судьба испытывает Евдокию Федоровну на прочность. Но исконно русский характер, надежда и вера вдень завтрашний, помогли пережить это время. В нелёгкой работе притупилось горе, и конечно же, придавала силы негромкая, задушевная песня. В 1974 году у Евдокии Фёдоровны умирает брат, и она удочерила осиротевшую племянницу, воспитала её как родную дочь, отдавая её всю свою нерастраченную любовь и ласку. Евдокия Фёдоровна имеет множество наград за свой труд от руководителей колхоза. И непременной спутницей её в жизни являлась песня, как в часы тревог и забот, так и в часы радости. В последнее время Евдокия Фёдоровна жила у племянницы в Московской области.Умерла в 2000 году. Митронова Анна Семёновна, 1913 года рождения, уроженка села Алешня, всю свою жизнь отдала работе в колхозе, из них, 25 лет на свинарнике, где был полностью ручной труд. Смысл жизни Анна Семёновна видела в работе, веря, что это поможет Родине выстоять и преодолеть голод и разруху. Помогала расти и учиться двум осиротевшим племянникам, имеет много наград за свой добросовестный труд. Бескорыстная, отзывчивая, добрая певунья, - такой знают её селяне. Анна Семёновна принимала участие во всех выступлениях фольклорной группы. В конце проживала с племянником в городе Болхове, где и умерла в 2001 году. Митронова Евдокия Андреевна родилась в 1924 году в деревне Лунёво, Боровского сельского совета Болховского района, вышла замуж в село Алешня. Муж – инвалид 1 группы Великой Отечественной войны. Вырастили дочь. Добрая певунья, труженница и рукодельница, Евдокия Андреевна всегда готова помочь и советом и делом. Несменная участница фольклорной группы. В настоящее время проживает вместе с мужем в городе Орле у дочери. Судьба Клякиной Федоры Антоновны, 1913 года рождения , одной из самых активных участниц группы, мало чем отличается от судеб многих людей того времени. Тяжёлое бремя выпало на её долю: не вернулся с войны муж, в мирное время трагически погиб сын. Казалось, что жизнь утратила для неё всякий смысл смысл. Но Федора Антоновна нашла в себе силы не сломиться, выстоять, находя утешение в русской народной песне до самой смерти. Самая молодая участница фольклорной группы Привалова Мария Григорьевна, 1948 года рождения, уроженка села Игино Медвёдковского сельского совета. Всегда озорная, подвижная, Мария Григорьевна является непременной участницей всех выступлений. А выступать приходилось не только на районных смотрах и праздниках, но и в Орле, Москве.
За скупыми строками биографических данных, тем не менее, встаёт перед нами нелёгкая судьба русской женщины, ничем не поступившейся ни перед своей совестью, ни перед своим народом, женщины - труженицы, женщины-певуньи, сумевшей через песню утвердиться и раскрыть перед слушателями необыкновенный, богатый духовный мир с никогда не стареющими идеалами истины и добра. Многих певиц уже нет в живых. А начиналось все более четверти века назад. Пригласили на свадьбу Приваловых, местных певуний. Да так они спели. Что и свадьба поутихла. Что гармонист сомкнул меха. Да и сам заслушался. А директор сельского клуба из села Гнездмилово Василий Кириллович Тимошин так просто про себя и ахнул. Так и пошла громкая слава фольклорной группы из села АЛЕШНЯ. Не раз становились они
лауреатами различных смотров художественной самодеятельности. В том числе в 1985 году Всесоюзного. Центральное телевидение сняло о них два фильма. Их выступления смотрели во многих городах России. Поют они так, как пели их матери, бабушки. Их выступления отличаются подлинной народностью, задушевностью. Алешенские певуньи выступают в народных костюмах, которые носили ещё до революции. Костюм молодой замужней женщины и одновременно свадебный наряд. Как дерево не может существовать без корней, которые его
питают, так и человек – без своей истории. Юность, девичество – самая светлая, жизнерадостная, ликующая пора в жизни сельского парня и девушки. Она ощущается как первые шаги на пути самостоятельных решений и поступков, хотя и не освобождённых полностью от опеки родителей и старших братьев и сестёр. Именно в этот период жизни так необходимо и важно узнать как жили и одевались наши предки, познакомиться с народными традициями нашего края.
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

Алешня. Дети красавицы-Язвы 9 года 9 мес. назад #9697

Егорочкина Полина Власьевна (1926 г.р., местная) в наряде с головным убором «лобазня»


Май 2001 года, экспедиция фольклорного ансамбля «Дербеневка», рук.эксп. Букатова А.В.
д.Алешня Гнездиловского с/с Болховского района Орловской области. Фото: Давыдов Д.

Жительницы деревни Алешня в праздничных нарядах


Участницы местного фольклорного ансамбля д. Алешня в традиционных костюмах (для выступлений)
Егорочкина Полина Власьевна (1926 г.р., местная) и Привалова Мария Григорьевна (1948 г.р., местная)
Май 2001, экспедиция молодёжного фольклорного ансамбля «Дербеневка»; рук.эксп. Букатова А.В.
д.Алешня Гнездиловского с/с Болховского района Орловской обл. Фото: Давыдов Д.

Поколение женщин, рожденных в первой половине ХХ века, носили в молодости именно такие костюмы. Наряд, подобный этому одевали молодые женщины по большим праздникам и на свадьбы. Позднее эта одежда ушла из повседневной жизни. В 1970-е годы жителями деревни был образован фольклорный коллектив, который вел концертную деятельность и представлял на сцене традиционные песни и обряды д. Алешня. Наряды вновь собрали (по домам самой Алешни и в соседних деревнях, например в д. Бабенки того же сельсовета), изготовили недостающие детали костюмов (при этом использовали сохранившиеся старинные части головных уборов, бисерных украшений и современные декоративные материалы).

Необходимо отметить, что участницы фольклорного ансамбля стремились представить на сцене самые праздничные костюмы своей деревни, именно поэтому они все надевали головной убор «лобазня», красные ситцевые сарафаны и яркие фартуки. При беседе с жительницами села было установлено, что подобный наряд носили лишь молодые замужние женщины (до рождения первого ребенка) по большим праздникам и «на свадьбы».
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.
  • Страница:
  • 1
Время создания страницы: 0.054 секунд