о колдуне Сухоруком из села Жидкого Болховского уезда
То, что подобные случаи наблюдались по всей стране, свидетельствовали рассказы, которые корреспонденты-добровольцы записывали по всем губерниям Российской империи и присылали в
Этнографическое бюро
, созданное и финансируемое князем В. Н. Тенишевым. К примеру,
о колдуне Сухоруком из села Жидкого Болховского уезда Орловской губернии
в бюро писали:
"Незадолго до смерти Сухорукого, – рассказывает один из потерпевших от его проделок, – вышел такой случай. Косили Гавриковы луг, вот я в обедах и зашел к ним пособить и убрать сено. Они поднесли мне водочки. А духота стояла – страсть. И так меня разобрало с двух стаканов, что пошел я по кладям, через ручей, да и оступился, клади-то в воду, а за ними – я. Намок я, а Сухорукий стоит на возу, навивает сено, увидал меня да и кричит: "Хоть бы тебе захлебнуться там: все клади разгородил". А я-то спьяну: "Не мне, а тебе, – говорю, – ведьме, давно бы пора захлебнуться, а то никак не потонешь, нечистый". Пришел я вечером домой, разостлал свитку по конику под святыми и лег спать. Поутру встаю весь мокрый. Что, думаю, за притча, никогда со мной этого не бывало, не только что с трезвым, а и с пьяным. На другую ночь – то же. Я не стал ложиться, перешел на другое место, к печке, а на конику-то легла моя дочь Наташка. Поутру встала и она мокрая. И пошло так изо дня в день. Как только уляжемся спать, а ен, Сухорукий, на Наташку-то – с потолка. Пошли у Наташки по телу волдыри, расхворалась совсем девка. "Зачем ты, – говорит, – тятя, Сухорукова обругал? Сходи к нему и попроси у него прощения". Пошел я к нему, захожу, кланяюсь, а он и не глядит на меня. "Поди, – говорю, – ко мне, дядя Петр, сделай такую милость, посмотри мою Наташку". "Приду", – пробурчал он. Я скорее домой, купил бутылку водки и поставил на стол. Пришел Сухорукий, посмотрел Наташку и, никому ничего не говоря, сел за стол да и выпил всю бутылку. "Ну что, дядя, – спрашиваю я, – полегчает Наташке?" "Полегчает, – опять пробурчал он, – тоже, молод ты еще говорить-то со мной: помнишь, чай, покос-то?" И ушел. Глядь поутру – Наташка встала сухая, а через два дня и совсем оздоровела. Вот какой был анахима Сухорукий, дух его не махни!"
Корреспондент Этнографического бюро из Болховского уезда Орловской губернии свидетельствовал:
"Если знахари и не достигают прямой цели помочь больному, то они разными механическими действиями, употребляемыми при заговорах, – поглаживаниями, постукиваниями и нашептываниями значительно успокаивают нервы больного. Известная обстановка и таинственность, запахи каких-то трав, окуривание – все это так или иначе действует на психическую сторону больного и в особенности крестьянина, верующего и в силу черта, и могущество колдуна".
Окончательно побороть эту веру не смогли ни царские власти, ни большевики, ни даже система всеобщего и обязательного образования. К примеру, считаные годы назад Подмосковье и некоторые другие регионы страны охватила эпидемия борьбы с дьявольскими предметами домашнего обихода, приносящими в дом неудачи и разлад. Вполне интеллигентные дамы, проникшись верой в поучения некой целительницы, рубили топорами подушки, чтобы вернуть счастье и покой в семью.
Ведь в этом процессе главное – вера. А полностью и окончательно победить веру не удавалось еще нигде и никому.