Партнеры
23
Вт, апр
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2

ТЕМА: На пути к Великому посту (2014 год)

На пути к Великому посту (2014 год) 10 года 2 мес. назад #8307

В этом году Великий пост начнётся 2 марта, но Церковь уже с Недели о Мытаре и фаресеи начинает включать постовые песнопения в богослужение. Но ещё за две недели до недели о Мытаре и фаресеи за воскресной службой читается отрывок Евангелия о Вартемеи, а за неделю о Закхее. Тем самым все эти чтения воскресных служб перед Прощённым воскресением готовят нас к Великому посту.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

На пути к Великому посту (2014 год) 10 года 2 мес. назад #8308

О подготовительных неделях к Великому посту

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

На пути к Великому посту (2014 год) 10 года 2 мес. назад #8757

Слово в неделю о Закхее

С сегодняшнего воскресенья (или по-славянски — недели), которое называется неделей о Закхее (по евангельскому чтению с рассказом о Закхее), начинается, братья и сёстры, постепенное приготовление к Великому Посту. А вслед за Великим Постом идёт Пасха, Воскресение Христово, Светлый праздников праздник. Следовательно, с сегодняшнего дня начинается постепенное приготовление к празднованию Святой Пасхи. А Пасха — значит переход от одной жизни к другой, к встрече с Богом в другой жизни. С этого дня мы начинаем постепенно приготавливаться к этому празднику встречи с Богом, братья и сёстры! И потому-то сегодня и читалось Евангелие о Закхее, что оно ставит нас перед образом приближения к Богу. Как Закхей приближался к Господу Иисусу Христу и встретился с Ним, так Церковь рекомендует и нам с вами приближаться к Богу для встречи с Ним. Как же именно?

Как Закхей шёл к Господу, как он приближался, как встретился с Ним? Закхей был очень богатым человеком. Он был мытарь, собиратель налогов с населения. Но только собирал он эти налоги, братья и сёстры, среди своего еврейского народа не для собственного государства, не на нужды, следовательно, этого народа, а для завоевателей, для римлян. И поэтому-то мытарей, этих собирателей налогов, тогдашние иудеи не любили. А завоеватели платили им большие деньги. Богатство, которое приобретал мытарь, а в особенности их начальник, было огромным... Поэтому совесть не могла не мучить такого мытаря, если в нём она как-то ещё оставалась, если он был не таким уж плохим человеком.

Вот этот самый Закхей — богатый начальник мытарей, захотел увидеть Иисуса Христа, зная, что Он будет сейчас проходить где-то здесь. И вместе с толпой, которая шла по улице, отправился к месту, по которому должен был проходить Иисус Христос.

Закхей, братья и сёстры, захотел увидеть Христа. Нужно захотеть встретить, увидеть Христа! А как он захотел?.. Может быть, из любопытства?.. Вряд ли — из любопытства! Всё то, что мы знаем о Закхее из Евангелия, говорит, что это было не простое любопытство. Он выбежал из толпы, отошёл в сторону и поспешил вперёд — опередить этих людей. Чтобы приблизиться к Господу, нужно пожелать Его встретить, увидеть и непременно, братья и сёстры, нужно отойти в сторону, отстраниться от толпы, которая и нас окружает, как и Закхея окружала, от толпы, с которой и мы идём по жизни, и от той толпы страстей в нашем сердце, в наших душах, в нашем уме. Нужно во-первых, захотеть увидеть Господа, и от этой толпы в сторонку отойти, потом поспешить вперед-вперед!.. Закхей был человеком низкого роста. А мы с вами — великаны в духовной нашей жизни?.. И мы с вами — малорослые люди! Обязательно надо поспешить вперёд и, притом, постараться подняться над обычным житейским, людским уровнем. Надо постараться, как Закхей, стать ростом выше себя... Поспешив вперед, он увидел дерево и стал карабкаться на него, чтобы оказаться повыше, и оттуда, с высоты, увидеть Христа, который сейчас пройдет... Понимайте это и в отношении к себе иносказательно: нужно обязательно постараться повыше себя стать, подняться «над» тем, что толпится в наших душах, наших умах, наших сердцах, наших чувствах.

Этот поступок Закхея, братья и сёстры, был довольно-таки смешным: богатый человек, всем известный, сначала отходит в стороночку от людей, среди которых идёт, и которые его, конечно, знают, потом бежит вперёд и карабкается на дерево. Смешно?.. Но каково было желание этого Закхея! И, может быть, наше с вами желание встретиться с Иисусом Христом, с Господом, может быть, оно тоже покажется странным, даже смешным некоторым людям вокруг нас, толпе, среди которой мы живём, среди которой движемся... Не надо бояться — говорит нам Церковь в сегодняшнем евангельском чтении — этого смешного положения. Нужно идти именно так, как шёл Закхей на встречу с Господом. И тогда непременно услышим и мы, как услышал Закхей: «Слезай скорее с дерева! Я сегодня буду у тебя в доме». Закхей слез с дерева и пошёл домой. И Господь пришёл к нему в дом, и здесь-то и произошла настоящая встреча с Господом Иисусом Христом. Здесь Закхей и услышал удивительные слова о том, что будут спасены и он, и весь дом его.

И тогда произошёл какой-то переворот в душе Закхея, похожий на тот, что произошёл с другим человеком, встретившимся с Господом Иисусом Христом на несколько ином пути — с Савлом, который гнал христиан. Тогда Христос ему сказал: «Савл, Савл! Что ты Меня гонишь?» В этот момент всё в нём перевернулось, он весь преобразился! Это было так же, как и с Закхеем, который пожелал отдать всего себя служению Христу, стать настоящим христианином. Он сказал Господу: «Я, такой богатый человек, отдам половину своего богатства нищим, а тем, кого я обидел, я вчетверо всё возвращу за их обиды!» Что-то с ним произошло, так он переменился внутренне. Таково было потрясение Закхея, подобное потрясению, пережитому Савлом, который стал Павлом.

Братья и сёстры! Церковь нам сегодня напоминает, что для того, чтобы приблизиться к Господу Иисусу Христу, чтобы с Ним встретиться, нужно идти именно таким путём: сначала этого пожелать, потом выйти из толпы, поспешить вперёд и подняться вверх. Тогда непременно услышим то, что услышал Закхей. Господь войдет в дом нашей души, нашего сердца, нашего нутра. Закхей услышал, что Сын Человеческий пришёл «взыскать погибшее». Так и каждый из нас, погибающих в своих грехах, кто сознаёт себя погибающим и ищет спасения, непременно услышит те же слова. И непременно, силой, от Христа получаемой в момент встречи с Ним, будет спасён.

Только хотим ли мы этой встречи, братья и сестры?.. Хотите ли вы для себя того, что пережили и Савл, и Закхей? А не боитесь ли таких внутренних перемен в себе, какие они пережили?.. Если вы будете добросовестно смотреть внутрь себя и искать ответа на этот вопрос, то, может быть, многие из вас скажут себе: «Боимся, это — страшновато, такая перемена, такая духовная революция... Нет! Я таких изменений уж очень боюсь, и поэтому остаюсь среди толпы и людской, и тех страстей, и тех чувств, и тех мыслей, которые толпятся внутри меня, в моей душе, в моем сердце.» Но Церковь зовёт нас на путь к будущей жизни, ко всем тем благам, которые ожидают человека не только здесь, но и там. Церковь сегодня уже зовет, приготовляет нас идти по этому пути к Пасхе, не бояться пережить то, что пережили и Закхей, и Савл! Это не страшно! Слова, которые они услышали, и один, и другой, они не страшны — они сладостны и спасительны! Аминь.

Протоиерей Всеволод Шпиллер
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Сомов Вячеслав Алексеевич.

На пути к Великому посту (2014 год) 10 года 2 мес. назад #8876

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

На пути к Великому посту (2014 год) 10 года 2 мес. назад #8932

СЛОВО В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

Кто из вас не помнит евангельской притчи, которую вы слышали сегодня, о мытаре и фарисее? Это такой известный евангельский рассказ Самого Господа Иисуса Христа, коротенький, ясный, запоминающийся... Несколькими словами обрисован и тип одного человека, и тип другого человека, двух людей, вошедших в храм. Не повторяю этого рассказа именно потому, что так он хорошо знаком каждому из вас. И стоит ли в сороковой (или даже больший) раз излагать содержание этой притчи?

Мне как-то в одном обществе очень верующих людей сказали, что евангельское чтение не нужно объяснять каждое воскресенье, потому что ведь одни и те же евангельские чтения читаются по воскресеньям. «Сколько воскресений в году – столько и евангельских чтений, и мы уже знаем все рассказы Евангелия, которые читаются по воскресеньям».

Это совсем не так! Мы не только не знаем, мы забываем очень часто самое нужное для нашей духовной жизни. Вот как раз такое, что рассказано Господом Иисусом Христом в сегодняшней притче – самое нужное для нас! И хотя и помним притчу, как будто бы (какие-то два человека были, которые входят в храм и молятся так по-разному, и даже представляем себе картину в храме: впереди стоящего фарисея и где-то в уголочке стоящего мытаря), но тем не менее, самое главное, о чем говорит эта притча совершенно забываем, а иногда и не понимаем. Кто такие были эти два человека, которые вошли в храм? Кто такой этот мытарь? И в сороковой, и в пятидесятый раз, может быть, надо напомнить, кем он был. Мытарь – это собиратель налогов. Но дело в том, что в те времена налоги собирались не так, как теперь: тот человек, который их собирал, имел полномочия государства брать с человека столько, сколько он находил нужным по своему усмотрению. И брал он столько, сколько было нужно ему лично, а ещё и государству. А в Иудее, в Палестине – даже и двум государствам: Иудее и, кроме того, Риму, которому платили подати тогдашние иудеи. Представляете себе, что выделывал обыкновенно этот самый мытарь с теми, кого он облагал таким образом налогами? Конечно, это были люди, главным образом, недобросовестные и ненавидимые народом. Вероятно, многие из них и сами себя ненавидели, потому что это было сплошное безобразие, сплошной грех. Вот таким был мытарь, вошедший в храм, в рассказе Спасителя из сегодняшнего евангельского чтения.

А другой был фарисей. У нас сейчас такие неправильные представления о фарисеях! Мы забыли о том, что фарисеи были самыми уважаемыми людьми в тогдашнем обществе, потому что это была особенная часть религиозного общества, жившая особенно строго, и поэтому обладавшая большими добродетелями. И таких добродетелей не был лишён и тот фарисей, о котором рассказывает сегодняшнее евангельское чтение. Мы узнаём об этом из перечисления добродетелей, которым занимался фарисей, стоя в храме.

А мытарь, зная, кто он и что он, молился Богу очень просто: «Боже, милостив буди мне, грешному!» А другой, фарисей, стоял и не молился, он всё перечислял свои добродетели: «Вот, Господи, какой я хороший: я два раза в неделю пощусь, я плачу десятину на церковь от своих доходов... Я исполнен добродетелей»... Он совершенно не видит своих грехов. Он даже, оборачиваясь назад, осматриваясь, говорит: «Я совсем не как прочие люди. Не как вон тот мытарь, который там бьёт себя в грудь и молится. Я – вот кто!» И этот коротенький рассказ, притча, кончается так, что один ушёл оправданный Богом – этот самый мытарь, грешник, а другой, фарисей – совсем не грешник, исполнявший очень точно все предписания религиозного закона, ушёл осужденный.

В чём же смысл этого рассказа? Чему нас учит Спаситель? Смирению! Один был смиренный, а другой – исполнен самомнения, гордости, тщеславия. Он совершенно не был смиренным, а наоборот – гордым. Спаситель учит смирению, Спаситель – учитель смирения. Евангелие Христово – это Евангелие смирения. Это благовестие о смирении. Вся жизнь Спасителя была сплошным смирением! И смерть была таким же смирением – высшим!.. Смирение, смирение, смирение...

Так вот, позвольте вас спросить: мы с вами не забываем ли об этом, самом главном, о чём учит Христос? И мы с вами понимаем ли значение смирения в нашей духовной жизни, нашей религиозной жизни? Понимаем ли, почему смирение нас спасает? Если бы понимали, если бы чувствовали это, если бы знали это, если бы всегда имели это в уме, иначе бы, братья и сёстры о Христе, жили все мы, называющие себя христианами! Но вот это-то, самое главное, мы забываем...

Так почему же, однако, смирение полагается Христом Самим в основу жизни христианской? Почему смирение? Какое оно имеет значение само по себе, или, может быть, не только само по себе? Или даже и совсем не само по себе оно имеет такое спасительное для нас значение? Само по себе смирение не имеет никакого значения. Но дело в том, что смирение раскрывает в нас любовь. Смиренный человек обязательно будет любящим человеком. Он смиряет себя, страсти свои, корень которых – в себялюбии. И поэтому как только начинает подвизаться человек подвигом смирения, так он в себе этот корень себялюбия подрезает и уничтожает себялюбие. Раскрывается тогда в нём внутреннейшая духовная сущность – ядро, онтологическое ядро, если хотите, нашего существования, нашего существа: любовь, которой мы сообразны Самому Богу, ибо Бог есть любовь. Смирение служит тому, чтобы раскрылось самое главное в человеке, то, что нас роднит Самому Богу, в чём мы сообразны Самому Богу.

Как часто говорится: «Ну, нельзя же так смиряться! Надо же свою честь, свое достоинство как-то защищать! А это... несовместимо со смирением, которое вы нам предлагаете, которому вы, христиане, нас учите!» А вы подумайте, братья и сёстры, поставьте с одной стороны человека гордого, защищающего своё человеческое достоинство, и рядом с ним — человека любящего, смиренного. И сами посудите: кто больше имеет достоинства человеческого? В ком человеческое достоинство выражается отчетливее яснее, в ком оно виднее, в ком оно действительно есть: в одном или в другом? Потому что тот, кто возносит себя, возвышает себя сам, тот – будет унижен, как говорит нам Спаситель, а кто, наоборот, сам себя унижает, смиряет, тот оказывается возносимым, возвышаемым благодатию Божией, силою Божией, потому что так человек уподобляется Самому Богу, самому Христу, так сообразность наша Богу раскрывается в нас, становится действенней и действенней в любви и к Богу, и к людям. Братья и сёстры! Не будем забывать этих слов, которыми кончает сам Спаситель сегодняшнюю евангельскую притчу: «Всяк, возносяй себя сам, будет унижен, а унижающий себя – будет возвышен». Аминь.

23 февраля 1975 г.

Протоиерей Всеволод Шпиллер
О. Всеволод Шпиллер. Проповеди. Прощальные слова. Цикл бесед об евхаристии. Приветственные слова. Енисейский благовест, 2002-2011 г.
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

На пути к Великому посту (2014 год) 10 года 2 мес. назад #8942

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Слово в Неделю о мытаре и фарисее
[mp3]pravoslavie.ru/podcasta/Mytarya_i_fariseya_09-e2c9c8.mp3[/mp3]

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Сомов Вячеслав Алексеевич.

На пути к Великому посту (2014 год) 10 года 2 мес. назад #9058

16 февраля Неделя о блудном сыне
1Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 12и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16и он рад был наполнить чрево свое рожка'ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.


20Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

На пути к Великому посту (2014 год) 10 года 2 мес. назад #9068

Неделя о Блудном сыне.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

На пути к Великому посту (2014 год) 10 года 1 мес. назад #9086

Неделя о Страшном Суде
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

На пути к Великому посту (2014 год) 10 года 1 мес. назад #9098

10 важных дел, которые надо успеть сделать до окончания Великого Поста

Пост как всегда пролетает незаметно, поэтому нужно остановиться и вырваться из потока суеты, который поглощает наши силы и отнимает время. Список дел, которые нужно завершить постом может быть, например, таким.
1. Усердно помолиться, чтобы Господь дал увидеть свои грехи, подготовиться к подробной исповеди и просить духовника найти время ее принять.
2. Сходить на Литургию преждеосвященных Даров, которая служится в среду и пятницу, и причаститься на ней.
3. Начать читать утреннее и вечернее молитвенное правило полностью или хотя бы немного расширить свое молитвенное правило. Или постановить молиться с большим вниманием, чем обычно.
4. Прочитать хотя бы одно Евангелие. Великим Постом верующие стараются прочитывать все четыре Евангелия, но если не получилось, то хотя бы одно нужно успеть перечитать.
5. Доделать неотложные дела, которые мы откладывали и откладывали, чтобы освободить Великий Четверг и Великую пятницу на Страстной седмице.
6. Навестить родственников и уделить внимание домашним – хотя бы просто без спешки и с любовью пообщаться с ними и выслушать их.
7. Выполнить одно давнее обещание – прибить ли к стене картину, разобрать ли завалы в шкафу или что другое, что обещаешь много недель и все откладываешь.
8. Ограничить свое интернет-общение – силой воли, или специальными программами, контролирующими время на определённом сайте – минимизировать хотя бы на эти недели свое пребывание в социальных сетях и интернет-дневниках.
9. Попросить прощения и примириться с теми, кого обидел давно или недавно.
10. Принять участие в каком-либо деле милосердия – хотя бы и посильной суммой или небольшим временем — главное - сделать первый шаг к тому, кому плохо, и кто нуждается в нашей помощи.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Сомов Вячеслав Алексеевич.
  • Страница:
  • 1
  • 2
Модераторы: evgeniАлексей Карпов
Время создания страницы: 0.047 секунд