Партнеры
24
Ср, апр
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор 8 года 7 мес. назад #10856

Главная святыня города

Спасо-Преображенский собор
г. Болхов, ул. Красная Гора, 7а





Впервые Спасо-Преображенский собор упоминается в писцовой книге церковным и дворовым землям 1625 г. писца Никиты Ивановича Беклемишева и подьячего Осипа Трофимова, хотя несомненно, что он существовал в городе со дня основания Болховской крепости в XVI . Согласно писцовой книге, в это время в городе было два деревянных собора - Спасо-Преображенский и Никольский, стоявшие в центре Болховского кремля. При соборах находились кладбища, дворы попов и церковного причта. В 1671 г. (по другим данным - в 1661-1666 гг.) вместо деревянных выстроили каменный храм, возведенный на средства стольника и воеводы И. И. Ржевского, впоследствии геройски погибшего при обороне крепости Чигирин в 1678 г. и похороненного в одном из его приделов.

Надпись на стене в Спасо Преображенском соборе:«Лета 7186 (1678) на службе Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича, Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, в Малороссийском город Чигирин окольничей и воевода Иродион, зовомый Иван Иванович Ржевской, в нашествии облежаний осад от безбожных Турецкаго султана людей, от визиря и от пашей, от иных многих земель, которыя в том облежании стояли, сидел в осаде со многими государскими ратными людьми четыре недели, и убиен он, раб Божий, окольничей и воевода Иван Иванович, гранатною стрельбою месяца Августа в 3 день 7186 (1678) года в субботу, в 11-м часу дня; а до приходу к Чигирину государских ратных людей с бояры и воеводы город Чигирин отсидел в целости; а по убиении его, околничаго и воеводы, в 8 день город Чигарин от турских людей взят, а тело его из Чигорина вывезено по взятии и погребено в Болхове в соборной апостольской церкви Всемилостиваго Спаса 187 (1678) года сентября в 10 й день, а сия церковь строения его, окольничаго Ивана Ивановича»


Там же были погребены его сын Т. И. Ржевский, убитый 30 июля 1705 г. во время Астраханского восстания.
Надпись на стене в Спасо Преображенском соборе
«1703 на службе Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича, Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, в Астрахани был воеводою полковым и осадным стольник Тимофей Иванович Ржевской и убиен он, раб Божий воевода Тимофей Иванович, 705 июля 30 дня от противников... и востающих бунтами стрльцов, Московских и Астраханских, и мучен был многими язвами и скончал жизнь свою за волю монарха своего со многими столники и дворяны и полковники, которые скончали живот свой в повелении Государя своего и не были сообщеники воровству оных бунтовщиков, и погребено тело его сде в соборной церкви 706 года августа»

и протопоп Г. Макарьевич (1695).



Собор был небольшой и двухэтажный: вверху находился главный холодный престол во имя Преображения Господня, позднее там же устроили престол во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В нижнем этаже помещались 2 теплых придела: во имя Св. мученицы Софии и трех дочерей ее - Веры, Надежды, Любови и Св. Николая Чудотворца. В 20-30-х гг. XIX в. рядом с собором выстроили высокую классическую колокольню. На металлических связях ее шпиля сохранилась надпись: «сентября 24 дня 1833 года изделан сей шпиль...», а также указаны имена его изготовителей: «...мастер города Мценска Сергей Паншин, мой товарищ мастер города Болхова Матвей Смолкотов, мценский подмастер Василий Паншин, болховский подмастерье Иван Давыдов».

Новый более вместительный и представительный храм взамен старого был заложен 14 сентября 1841 г. на средства церковного старосты купца Иосифа Дмитриевича Акулова по проекту Павла Алексеевича Малахова. Не дожидаясь утверждения проекта, И. Д. Акулов нанял рядчика-каменщика Терентия Петрова разобрать старый собор. Но строительство нового храма до получения разрешения и утвержденного Св. Синодом плана было запрещено архиепископом Евлампием, и только прошение прихожан и обязательство городского головы Алексея Ивановича Мерцалова окончить храм в случае смерти Акулова способствовали тому, что оно было продолжено. План же и разрешение были получены, когда выложили половину верхнего этажа. В 1843 г. умер И. Д. Акулов. При нем собор довели до перемычек окон верхнего этажа без нижних сводов. Строительство продолжили купец Филипп Григорьевич Шестаков с помощником купцом Матвеем Васильевичем Щербовым. 20-21 ноября 1846 г. при участии архимандрита Макария (Глухарева), бывшего алтайского миссионера, были освящены престолы в нижнем теплом храме: левый - во имя Св. Митрофана Воронежского, средний - Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и правый - во имя Св. Николая Чудотворца. После смерти в 1848 г. Ф. Г. Шестакова строительство закончил его сын Василий Филиппович Шестаков. 20-21 ноября 1851 г. были освящены престолы в верхнем холодном храме; главный - Преображения Господня, Печерской Божией Матери и Св. мученицы Софии и трех ее дочерей. Всего же храм имел 6 престолов. На его постройку израсходовали 26637 руб. 69 коп., из них около 16000 руб. пожертвовал И. Д. Акулов. Кроме того, на его украшение было собрано более 20000 руб. Главный колокол храма весил более 700 пудов и был слышен за 15-20 верст от Волхова. Собор вмещал до 4000-4500 человек верующих.
Из церковных древностей в нем сохранялись: образ Св. Николая Чудотворца XVI в., дары строителя собора стольника и воеводы И. И. Ржевского - серебряный потир, пожертвованный им храму в 1666 г., и напрестольное Евангелие 1614 г.; дары царевны Софьи Алексеевны - ризы, стихарь, Евангелие 1681 г. и др. ценности.

Объемная композиция памятника образуется из крупного кубовидного объема храма с тремя высокими апсидами и пятью главами, стоящей к западу от него колокольни, увенчанной шпилем, и соединяющих их крылец, ведущих по сторонам от нижнего яруса колокольни в верхнее помещение храма. Храм выстроен из кирпича на средства купца Акулова.
Колокольня относится к 20-30-м гг. XIX в. (на металлических конструкциях в основании ее шпиля сохранилась надпись об их изготовлении в 1833 г.). Крыльца пристроены в сер.XIX в.
Колокольня является хорошим образцом архитектуры зрелого классицизма. Она состоит из трех поставленных друг на друга четвериков» с арочными проемами в гранях. На флангах граней размещены пары коринфских колонн. Первый ярус завершен горизонтальным карнизом, второй -треугольными фронтонами, причем поля последних сливаются с плоскостью грани. Здесь у арочного закругления помещены рельефные изображения парящих ангелов, поддерживающих корону.
Небольшой завершающий ярус с часами служит основанием высокого фигурного шпиля.
Часы, часозвонье по-старинному. Часы эти были сделаны на средства земского врача Петра Михайловича Соломко( Михаил Петрович (9.09.1830- после 1860), тит. сов., болховский уездный врач (1860), коллежский ассесор (1866)). На часы эти смотрят только на три стороны.
Основной объем представляет собою двухэтажную крестовокупольную постройку. Как сам тип, так и пятиглавие храма на высоких восьмигранных световых барабанах свидетельствуют о влиянии русско-византийского стиля, как раз в это время входившего в силу. С этим связаны: разбивка стен на прясла, их закомарные завершения, килевидные обрамления окон, форм крылец. Однако во многих формах и профилировках все еще сказывается влияние классицизма, об этом, например, говорят стенки над закомарами, словно отголоски аттиковых композиций 1620-30 гг.
Внутри эффектен просторный и светлый интерьер верхнего храма. Его пространство приближается к зальному, ибо все главы помещены примерно на одном уровне. Грани центральных столбов и противоположные им участки стен декорированы сдвоенными лопатками, между которыми перекинуты также сдвоенные арки. Рукава креста перекрыты крестовыми сводами. В окнах сохранились узорные металлические решетки. Вдоль стены располагались хоры.

В 1851 году он приобрел нынешний архитектурный облик. Шестипрестольный храм вмещал 5 тысяч человек. Главный колокол весил более 700 пудов и был слышен за 15-20 верст от Болхова.

При соборе с 1890 г. действовала одноклассная церковно-приходская школа.
Осенью 1929 года "по решению пленума горсовета после широкого обсуждения в массах трудящихся" предполагалось закрыть храм и использовать здание под дом культуры и отдыха. Но, собор закрыли в 1930 г. Тогда же полностью погибло его богатое внутреннее убранство.
Здание использовали под склад райпотребсоюза. В октябре 1941, перед приходом немцев, там сожгли хранившееся зерно. С 70-х храм использовал под склад завод БЗПП

Восстановление Спасо-Преображенского собора началось еще в середине 1970-х годов. Были возвращены на место купола. Несколько раз возводились строительные леса. Летом 2000 года настоятелем храма стал протоиерей Александр Афонин; он сразу же начал здесь служить. В храме появились прихожане, которые всем миром стали залечивать его раны, своими силами привели в достойный вид нижнюю церковь. После обретения, сюда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были перенесены мощи священноисповедника Георгия Коссова.

В 2004 году началась реставрация внешнего облика храма, которая выполнялась сотрудниками ОАО «Орёлстрой» под руководством генерального директора


В.В. Соболева.

В наши дни в соборе хранятся мощи священноисповедника Георгия Коссова (1855-1928), обретённые в 2000.
Рака СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ КОСОВ

мощи священноисповедника Георгия Коссова. о. Георгий Коссов 13-16 августа 2000 г. на юбилейном Архиерей­ском Соборе за свое святое житие был канонизирован в чине священноисповедника




Глава Орловской митрополии Антоний 10 января 2015г.
___________________________________
ХРАМЫ, МОНАСТЫРИ и СВЯТЫНИ БОЛХОВА

Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

Спасо-Преображенский собор 8 года 7 мес. назад #10858

Болхов, Собор Спаса Преображения



В Спасо-Преображенском соборе находилась святыня — резная скульптура Святителя Николая. В «Епархиальных ведомостях» № 6 за июнь 2001 года читаем из исторической справки о святынях собора: «Чтимый образ Святителя и Чудотворца Николая, резной из липового дерева, во весь рост. Из надписи, сделанной на доске, к которой он прикреплен, видно, что этот образ вывезен из Новогорода. Надпись гласит: „Освятися образ сей в Нове — граде при благоверном князе Иоанне Васильевиче, при архиепископе Александре Великого Ново-града“. Вывезен он несомненно тогда, когда по свидетельству историка Карамзина , Иоанн Васильевич Грозный, желая сломить вольность Новгородскую, велел на тысячах подвод вывезти из храмов чтимые иконы, которые собрали в храмы новгородцев, каковые храмы заменяли им вече. Образ имеет более 5 пудов веса, в серебряно-вызлащенной ризе, в правой руке Святителя Николая — серебряный меч, в левой — такая же церковь. В 1910 году на собранные среди горожан средства риза на этом образе вызолочена, митра украшена эмалью, также сделаны эмалевые украшения и на ризе».
После закрытия собора образ передали в Орловский музей. А, в 1960-е годы староста М.И.Горелова выхлопотала его в Введенскую церковь, где он и находится, лишённый драгоценного облочения.
______________________________________________________________
Наиболее интересна историко-культурная запись о хранившемся в Преображенском соборе г. Болхова резном образе Николы Можайского (Ратного): «изображающий угодника во весь рост. Образ несомненно древний… вывезен из Новгорода … при благоверном князе Иоанне Васильевиче, при Архиепископе Александре» [2, с. 8], современнике царя Иоанна Грозного (исходя из приведенной поздней надписи на фоновой части доски, к которой крепилось рельефное изображение святителя). Появление данной исторической надписи на местночтимой резной иконе — дань литературной традиции времени митрополита Макария Московского (1482—1563). Известный исследователь древнерусской скульптуры В.М.Шеханова, отмечавшая, что и царь, и митрополит повсеместно способствовали распространению резных икон Николы Можайского (Ратного) в основанных пограничных крепостях (а Болхов входил в новую Засечную черту городов крепостей середины XVI в. — М.К.), преподнося их в дар [3], что подчеркивало идею божественного покровительства воинским победам русского царя и его воинству.
источник: ХРИСТИАНСКИЕ РЕЛИКВИИ ГОРОДА БОЛХОВА И УЕЗДА В ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ М.А.Комова
________________________________________________________________

Крестные ходы от от Спасо-Преображенского собора :

От Спасо-Преображенского собора совершалось девять крестных ходов.
Крестный ход в Ильин днь в Ильинское - своё родное сел, по преданию, установил Илья Данилович Милославский.
Пять были связаны с Тихвенской иконой и Оптиным монастырём.
Один направлялся в Рождественскую церковвь.

В храм Св.Николая Чудотворца(Никол-Гончарного, Николы пахотного.) С конца 1860-х гг. церковь именовалась Иерусалимской. 25октября/12(ст.ст.), в день Иерусалимской иконы Божией Матери совершался крестный ход из Спасо-Преображенского собора в Николо-Гончарную церковь

От Собора и других городских церквей дважды в год совершался Владимирский крестный ход. В дни Владимирской иконы Божией Матери(Дни памяти: , 21 мая и 26 августа) к Надвратной ц. свят. Алексия, Митрополита Московского

Памятная монета Спасо-Преображенский собор. г.Болхов


Старые немецкие фото периода акуппации города

Источник:Ретро форум





Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

Спасо-Преображенский собор 8 года 7 мес. назад #10862

Немецкие фото собора
Сообщение 123 » 26 окт 2014, 13:27

1327 Болхов, Орловская обл. Спасо-Преображенский собор.

Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

Экскурсия на колокольню Преображенского Собора 7 года 7 мес. назад #11322

Экскурсия на колокольню Преображенского Собора



Подробный рассказ о внутреннем устройстве колокольни с часовым механизмом, старым боевым колоколом и очень качественным звоном.

Александр Чайка

Колокольная Былина "Аисты над г.Болхов"

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

Спасо-Преображенский собор 6 года 11 мес. назад #11472

Никольская площадь


___________________________________________________



Автор фотографии: Игорь Герасимов Снято: 2 ноября 1983
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Последнее редактирование: от Юрий Сташков.

Спасо-Преображенский собор 6 года 1 мес. назад #12719

Город Болхов - Спасо-Преображенский собор
Рассказывает Ливцов Виктор Анатольевич (краевед, профессор ОГУ, председатель Орловского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры)

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Спасо-Преображенский собор 6 года 1 мес. назад #12803


яндекс фото FC1134_Bolhov.jpg
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Спасо-Преображенский собор 5 года 6 мес. назад #13067

Храмы России temples.ru
Спасо-Преображенский собор и Троицкая церковь в Болхове Орловской области.
17 сентября 2016 года

Фот. Иванов Дмитрий Владимирович
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Страница:
  • 1
Время создания страницы: 0.103 секунд